В книге «Семь преобразующих языков» авторы предлагают запустить механизм перемен через переход от одного стиля общения к другому. Например, язык жалобы может превратиться в язык ценностей. Язык обвинений — в язык личной ответственности. Поговорим об этих двух языках.
Больше ценных идей — в подкасте «30 бизнес-книг за 30 дней» в сервисе Строки. Заходите послушать.
От жалоб к ценностям
Задайте себе первый вопрос и потратьте несколько минут на его обдумывание. Лучше записать мысли на отдельном листе бумаги, потому что в дальнейшем вы будете с ним сверяться.
Итак, внимание, вопрос. Какие моменты или ситуации способствовали бы вашему устойчивому развитию на работе, если бы они чаще встречались в рабочей обстановке?
В ответах на этот вопрос чаще всего прослеживается одна и та же интонация: жалобы, разочарования или критика. Привычка рассказывать о невыносимых условиях стала для многих из нас второй натурой, и мы уже сами не замечаем, как это происходит.
Язык жалоб, пустых надежд и безнадежности чрезвычайно распространен (но, разумеется, он отнюдь не входит в число семи языков для личностного роста и осознанного лидерства). Брюзжание растет само по себе и процветает повсюду, как сорняк. Этот язык хорошо себя чувствует практически в любой рабочей среде, независимо от того, показывает ли компания высокие результаты или действительно отстает — все равно мы услышим ворчание. Главная проблема в том, что такие формы языка ничего не меняют. Они замкнуты сами на себя. Кое-какая польза от жалоб и тщетных пожеланий есть: они дают возможность выпустить пар, человек уже не чувствует себя одиноким в своем разочаровании, возмущении или досаде, если ему удается найти союзников, разделяющих его негативное мнение о ком-то или о чем-то. Но дальше этого дело обычно не идет.
Так зачем же мы тратим время, напоминая вам об этой форме речи? Хотя сама по себе эта форма языка ничего не меняет, в ней прячется семя совсем другой формы. Жалобная речь заслуживает внимания, кроме всего прочего, из-за своей страстности. Где присутствует страсть, там есть и надежда на преображение. Язык жалобы можно переформатировать, направить в нужное русло, поскольку в нем есть элемент, необходимый для преобразования действительности. Никто не станет жаловаться на то, что его не волнует, — вот в чем дело. Под бурной поверхностью жалоб течет глубокая река неравнодушия: мы говорим о том, что нам всего дороже, чему мы наиболее преданны. Так что авторы вовсе не призывают отказаться от языка жалоб (неразумно отказываться от того, во что люди вкладывают столько энергии). Лидерам нужно культивировать такие контексты, в которых сотрудников поощряют сохранять, ценить и развивать преобразующий потенциал разочарования и жалоб.
А теперь вернитесь к ответу на первый вопрос. Чтобы выстроить преобразующие отношения с такими мыслями или чувствами, задайте себе второй вопрос: Какие убеждения или устремления проступают в этом первом ответе?
Выберите одну ценность, которая вызывает у вас сильные чувства (или ту, которая кажется наиболее важной, если на ум приходят сразу несколько). Самый простой способ ответить на второй вопрос — вернуться к своему первому ответу и закончить следующее предложение: «Я высоко ценю… Для меня очень важно…»
В этом ответе будет отражена ценность (или несколько), в которую вы действительно верите и которую в данный момент не удается реализовать полностью или оптимальным образом (это естественно, ведь к этому ответу мы пришли от языка жалобы, то есть недостачи).
Заметьте, какой путь вы только что прошли, какой осуществили сдвиг — от языка жалоб к языку ценностей. Мы не повернулись спиной к жалобам; напротив, мы посмотрели им в глаза и, пройдя сквозь язык жалоб, попали в мир ценностей. Мир жалоб густо населен, и язык этот непродуктивен для работы, но мы не воспринимаем его как проблему, требующую решения, как блок, который нужно преодолеть, как вирус, который надо извести, а вместо этого предлагаем лидерам использовать энергию этого языка для прорыва в не столь населенный и гораздо более продуктивный мир, где человеку удается определить и назвать свои личные ценности — то, чему он привержен. Мы выстраиваем проход в мир ценностей, культивируя определенный контекст — такое место, такую ситуацию, где критическое расположение духа превратится в возможность назвать не только то, что нам опротивело, но и те ценности, за которые мы готовы бороться.
От обвинений к личной ответственности
Язык личной ответственности — еще одна редко встречающаяся на работе форма речи. Порой он проявляется — в усеченной, искаженной, недолговечной форме, — когда под конец года проводится оценка сотрудников. Во многих компаниях сотрудникам предлагается обсудить свои достижения и провалы за истекший год. Или же они беседуют с начальником с глазу на глаз, и после разбора успехов и личных качеств наступает черед сильно урезанной версии языка личной ответственности, когда подчиненный признает свои провалы или ограничения (или, как теперь популярно, «потребность в росте»). Почему эти беседы превращаются в блеклое подобие тех прорывов, которые мы описали выше?
Присмотритесь к обычному результату признания своих недостатков и провалов на ежегодном собеседовании. Преображающая сила такого разговора примерно равна преображающей силе новогодних обещаний, которая, как всем известно, довольно мала: самое позднее к марту мы перестаем соблюдать эти зароки, а в мае уже и не вспомним, что себе наобещали.
Нести ответственность в этом контексте означает нечто большее, чем просто делать все правильно или исправлять свои ошибки, хотя и то и другое заслуживает восхищения. В конце года нам, как правило, даже не требуется внушение начальства, чтобы захотеть усовершенствоваться. Мы сами стремимся к лучшему. Какова первая реакция совестливого профессионала, когда он обнаруживает, каким образом своим действием или бездействием подрывает собственные ценности? Он сразу же обещает себе исправиться и делать все хорошо (или, по крайней мере, «лучше»).
А теперь попробуйте ответить на вопрос. Если вы быстро набросаете список людей, которых считаете ответственными за то, что вам пока не удалось полностью реализовать ваши ценности, появится ли в списке ваше собственное имя? Это предварительный вопрос, а вот и тот, ответ на который поможет осуществит языковую трансформацию.
Что вы сами делаете или чего не делаете, из-за чего ваши ценности остаются нереализованными?
Когда вы прикидываете, как можно было бы поступить иначе, подступает ли тревога, страх?
Мы делаем такие признания не затем, чтобы унизить и умалить себя, а для того, чтобы поместить их в такие рамки, внутри которых мы сможем присмотреться к привычным формам поведения и сделать выводы. Мы рассказываем о себе такие истории, чтобы впредь не следовать им, а стать людьми, которые сами распоряжаются своими историями. Мы рассказываем о своем поведении, чтобы взять на себя ответственность за него.
Основная сила, скрывающаяся за нашим поведением, не страх. Хотя наши страхи часто скрыты от нас и мы действительно не всегда готовы честно обсуждать свои страхи и слушать про чужие, сам по себе страх не есть та мощная сила, которая нам мешает.
Одно дело сказать: «Боюсь, если я попрошу об этом, мне откажут». И совсем другое: «Видимо, я изо всех сил стараюсь не попадать в ситуацию, когда меня постигнет разочарование». Этот альтернативный язык открывает нам совершенно новый мир. Мы проходим через «предбанник» страха и делаем шаг навстречу главной задаче: задействовать более мощные силы.
За теми видами поведения, которые мы описали, отвечая на вопрос «почему наши ценности остаются нереализованными», начинают просматриваться иные наши ценности, которым мы привержены. Выявив эти ценности, мы, как вскоре станет ясно, получим более широкое поле для обучения.
Важно оставаться при своем неправильном поведении (вместо того чтобы как можно быстрее его исправить или от него избавиться). Таким способом вы сумеете глубже осознать свои формы поведения и подготовитесь к тому, чтобы преображаться (а не просто исправляться). Если же не обратиться напрямую к самому истоку, подобное поведение изменить не удастся.
По материалам подкаста «30 бизнес-книг за 30 дней» и книги «Семь преобразующих языков»
Обложка поста: unsplash.com