Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Вещать так, чтобы слушали. Мастерство презентации 2.0 от Алексея Каптерева
23 декабря 2020 1 679 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

В 2007 году презентация Алексея Каптерева «Смерть через PowerPoint» собрала 10 000 000 просмотров. С тех пор многое изменилось, но универсальной формулы по-прежнему нет.

Существует ли идеальная структура? Насколько уместен юмор? Каким должно быть соотношение текста и графики на слайде? Как справиться с волнением? И куда, ответьте же наконец, девать руки?

Алексей называет презентацию искусством и предлагает познакомиться с правилами, которые он сформулировал за 12 лет работы. Сверхсжатость, сторителлинг, хоббиты и гоблины, антиДжобс — все это ждет вас в руководстве «Хорошая, плохая, продающая».

Мастерство презентации 2.0


Хорошая, плохая, продающая

Если вы читали предыдущую книгу Алексея «Мастерство презентации», знайте: это не второе издание, а совершенно новая книга. В 2011-м главной проблемой была скука. В 2020-м любой профессионал в области презентаций знает, как сделать подачу интересной. Это больше не проблема.

Современная проблема — как не сделать эту презентацию слишком интересной. Креативное злоупотребление сторителлингом, стендапом и мемами на слайдах ведут к потере содержания.

Новая проблема — это проблема баланса, точного попадания в потребности аудитории, особенности материала и способности спикера.


За внимание коллег приходится бороться с уютным диваном, мурлыкающими котиками и обедом, который поглощается перед выключенной камерой. Источник

Структура, драматургия, дизайн и техника выступления — вот составляющие качественной презентации. В книге рассказывается обо всех этапах и есть конкретные рекомендации по работе в специальных программах.

Визуализация данных

В онлайне визуализация данных выходит на первое место. Из текста мы делаем схемы или карты, из таблицы — графики. Цель — превратить данные в нечто понятное и привлекательное.

С помощью правильной визуальной подачи вы можете сделать так, что вас будут понимать и без слов.

Посмотрите на картинку. Это две схемы с одинаковым содержанием. С той, что слева, есть проблема: очень много одинаковых коробочек. Другое название для этой проблемы — монотония. Все одинаковое — скучно.

Рисуя подобные схемы, помните о связи между замыслом и дизайном. Используйте цвета: темные — для важного, светлые — для менее важного. Меняйте размеры коробочек и расстояния между ними. Все, чтобы порадовать мозг — он любит разнообразие.

Общее правило для схем: старайтесь с их помощью не столько информировать, сколько показывать действия или изменения, например по принципу «было — стало». Люди, которые делают слайды с заголовком «Предлагаемая архитектура позволяет сэкономить 30% бюджета», зарабатывают больше денег, чем люди, которые делают слайды с заголовком «Архитектура ИТ-системы».

«Коэффициент лжи»

Визуализация — это абстрактное искусство по мотивам цифр. Когда слышите словосочетание «распределение долей» — используйте круговую диаграмму. Слышите слово «тренды» — скорее всего, нужно рисовать линии. Все остальное будет столбиками. Вот так просто, но есть нюансы.

Никакого 3D. «Коэффициент лжи» — это процент того, насколько визуализация искажает данные. Трехмерность обладает большим коэффициентом лжи из-за эффекта перспективы. В одну сторону наклонили — один сектор стал больше, в другую сторону — другой.

3D-диаграммы выбирают из-за красоты. Если мы не делаем инфографику для телевизора, красота для нас не важна. Важна точность.

«Лицензия на вещание»

Когда-нибудь мы вернемся к привычной активной жизни, и презентации будут не только онлайн. Эти фишки работы с аудиторией — для офлайна, но никто не запрещал использовать их и онлайн.

В начале презентации задайте аудитории вопрос, на который, скорее всего, никто не даст ответа. Таким образом, вы получите «лицензию на вещание» — право дать ответ и объяснить его.


Бывает, что человек берет микрофон и вместо вопроса начинает рассказывать какую-то свою историю. Перебивайте. Можно вклиниться с шуточной фразой: «У вас 45 минут максимум». Источник

«Есть ли у вас вопросы к докладчику?» — спрашивает ведущий конференции. Повисает пауза. Алексей советует не торопиться: дайте людям возможность переключиться из режима слушания в режим говорения. Пауза может длиться до 30 секунд.

Что ещё в книге

Под обложкой — все о структуре, драматургии, дизайне и технике выступления. Книга Алексея Каптерева — яркая (мы сейчас не только об обложке), живая, актуальная и с юмором. Как великолепная презентация.

Вот какие темы вы найдете внутри.

  • «Гоблины», «хоббиты», «эльфы» и «волшебники» в аудитории. Как найти к ним подход
  • Шесть вопросов, с которых стоит начать подготовку к выступлению
  • Жанры презентации — от лекции до диалога
  • Четыре энергии презентации
  • Как сделать так, чтобы выступление приводило к действиям
  • Одна из самых недооцененных функций в PowerPoint
  • Работает ли сторителлинг
  • Пять критериев успеха Фродо Бэггинса из «Властелина колец» и Стива Джобса
  • Что писать на слайдах, а что комментировать устно
  • Как создать понятную инфографику

…384 страницы о мастерстве презентации, которым может овладеть каждый.

Презентации оцениваются по шкале «нравится — не нравится». Книга «Хорошая, плохая, продающая» научит делать их так, что будут слушать только вас, не отвлекаясь на гаджеты и котиков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: страница Алексея Каптерева в Facebook

Похожие статьи