Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Опыт МИФа
МИФ и смыслы. Как редакция отбирает книги и какие ценности скрыты под обложкой
30 апреля 2020 4 741 просмотр

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

В прошлом году МИФотворцы сформулировали смыслы, которые «вшиты» в каждый наш продукт. Сейчас, когда во многих процессах приходится перестраиваться, эти смыслы остаются неизменными. Поговорили с руководителями команды шеф-редакторов Ольгой Киселевой и Ольгой Архиповой о том, что мы хотим рассказывать через книги в этом году и не только.

Ольга Киселева:

— Самое важное, на что равняются все редакции МИФа, — это не график выхода книг, не набор тем, не тиражи, а смыслы. Наша основа. Книги готовятся заранее, за несколько месяцев (а иногда и лет) до выхода в свет, а значит, смыслы в них вкладываются еще раньше.

В прошлом году шеф-редакторы всех редакций МИФа обсуждали, какую историю мы хотим рассказывать через наши книги. Мы — шеф-редакторы направлений «Арт», «Культура», «Креатив», руководители команды шеф-редакторов Оля Архипова и я, Оля Киселева, шеф-редактор взрослых направлений Ренат Шагабутдинов, шеф-редактор «Детства» Алена Яицкая, шеф-редактор «Прозы» и «Подростков» Юля Петропавловская, шеф-редактор «Комиксов» Аня Сиваева. Каждый из нас в своих редакциях подумал и порассуждал с редакторами, SMM, арт-директорами, что важное мы рассказываем сейчас, что хотим взять в будущее, что хотим добавить, какие важные вопросы поднимают наши читатели, эксперты, рецензенты. У каждого из шеф-редакторов получился набор самого-самого важного. Мы встретились, чтобы все обсудить, и поняли, что очень во многом сошлись, а в чем-то дополнили друг друга. Затем на эту картину взглянула партнер и содиректор МИФа Юля Баяндина. Пообщалась со всей командой, с каждым шеф-редактором по отдельности и помогла сформулировать смыслы — видение на будущее. Эти смыслы — наша основа. О них знают не только редакции, но и все команды. Они помогают нашему портфелю быть по-настоящему единым. Проходят через него красной нитью, отражаются в каждом направлении, раскрываются через самые разные книги.

Смыслы — это нечто большее, чем просто набор тем или трендов.

Это не краткосрочное веяние, это то, что является нашей основой. Мы изначально планировали смыслы таким образом, чтобы они оставались с нами не на один год и отражались в наших книгах. Именно поэтому смыслы невозможно сформулировать на какой-то определенный период времени: мы же не можем в 2020 году поговорить про корпоративную культуру и потом забыть о ней. Эти смыслы будут с нами не один год. Они могут дополняться, модифицироваться, но основа сохранится на ближайшие несколько лет точно. Мы начали их формулировать во второй половине 2019 года, а доформулировали уже в этом году.


Шеф-редактор направлений «Культура» и «Креатив», руководитель команды шеф-редакторов Ольга Киселева

Первый смысл — это чтение. Прежде всего художественных книг для эмоционального и эстетического восприятия. Главные направления — детские и художественные книги, но посыл к чтению есть и в других жанрах. Например, в комиксах выйдет «Ветер в ивах», в портфеле «Творчество» есть яркие примеры — это бестселлер «Год без покупок» и новая пронзительная книга «Я справлюсь, мама».

В портфеле «Культура» чтения не меньше. Из вышедших книг: «Выбор», «Время, занятое жизнью», «О чем мы молчим с моей матерью», про кельтские и скандинавские мифы (и еще две скоро выйдут), ностальгическая «Сага об угре». В этом году выпустим топовые книги в масштабах всего мира — The Five, Wave, The Volunteer, Know my Name.


«Выбор» — лучшая книга 2019 года, по мнению МИФотворцев

Мы начинаем издавать захватывающие медицинские истории — о врачах, которые на самом деле герои нашего времени, например Chasing my Cure или The Next Pandemic. Будут летние вдохновляющие истории, полные тепла и моря, как «Роман с Грецией».

Если раньше мы были преимущественно издательством практической литературы, то сейчас дополняем МИФ смыслом «чтение ради чтения». То есть таким, которое развивает не только с точки зрения знаний, но и эмоционально, эстетически.

Чтение нужно, чтобы видеть в историях отражение личного опыта, рефлексировать и духовно расти над собой.

Актуальная повестка — это второй смысл. МИФ всегда был издательством, которое задавало тренды. Это с нами останется. Есть стороны жизни, которые затрагивают все общество и о которых невозможно не говорить. Актуальная повестка отзывается практически в каждой книге нашего единого портфеля в любом направлении.

Это такие темы, как равенство, гендер, осознанность, в том числе и экологическая, создание безопасной среды во всех смыслах (не только физической, но и эмоциональной), прорабатывание своего опыта, рефлексия, о которой мы постоянно говорим. Актуальная повестка в этом году и в следующем будет представлена практически в каждом направлении.

Большой упор мы делаем на неравнодушие. Это будут и реальные истории, и отдельные биографии, и проза на сложные темы. В «Творчестве», например, вышла книга «Гардероб в стиле Zero Waste». Это и практика, и творчество, и актуальная тема. Я уже говорила про книги The Five, Wave, The Volunteer, Know my Name. Помимо посыла к чтению здесь есть и актуальность. Также книги направления «Проза» пропитаны этой повесткой.


Первые три книги направления «Проза» — «Взаперти», «Беспокойные», «Сириус»

Конечно, актуальная повестка может меняться. Смысл остается, а то, что будет внутри, зависит от того, какие изменения будут в обществе, о чем мы захотим поговорить и что отразить.

Ольга Архипова:

— Созидание — еще один наш смысл. Через проживание художественного опыта, который человек получает через книги — не только нон-фикшен, но и художественную литературу, — мы хотим сформировать у читателей активное отношение. То есть помочь осуществить переход от наблюдателя и созерцателя к установке, что каждый сам меняет мир. Тот, кто созидает, кому не все равно, привносит в мир что-то новое. Для этого мы даем все необходимые инструменты: говорим о навыках, как их применять и сочетать с теми сферами, которые актуальны и в которых вклад человека будет наиболее значим.


Шеф-редактор направлений «Арт» и «Креатив», руководитель команды шеф-редакторов Ольга Архипова

МИФ всегда говорит про развитие. Это наш четвертый смысл. Его составляющие — чтение и самообразование. То, на чем всегда базировался МИФ. Но развитие может дополняться различными темами в зависимости от того, что происходит во внешней и внутренней среде.

Мы говорим о развитии как о некоем верхнем уровне. Когда человек «закрывает» базовые потребности, ему нужно дальше развиваться, осознавать свое место в мире. Если раньше мы говорили о развитии определенных навыков, то сейчас — о комплексном, интегральном подходе. Мы уходим от развития узких профессиональных навыков и приходим к тому, что человек развивается в целом, чтобы приносить пользу любой компании и любому месту, где он находится.

И последний смысл — корпоративная культура. Это про людей в первую очередь. В центре бренда МИФа и проектов, которые мы делаем, находится человек. Когда мы говорим про бизнес или корпоративную культуру, то держим в фокусе главную ценность — человеческий ресурс. У себя в компании мы стараемся реализовывать этот подход на практике и делать продукт, издавать книги, которые бы отражали нашу внутреннюю ценность.

 

Актуальная повестка

 

Ольга Киселева:

— Несмотря на то, что происходит в мире, наши смыслы не меняются. У нас есть портфель книг, которые отобраны в соответствии с ценностями МИФа. И уже из этого портфеля мы будем «вытаскивать» наиболее актуальные книги. То есть мы не меняем подход к выбору книг в угоду моменту. Речь о смещении фокуса, чтобы оставаться для читателя актуальными. Сейчас это книги о здоровье, внимании к телу человека — с точки зрения не только «физики», но и психологии. Хочется поговорить о спокойствии и дать читателю инструменты, как научиться жить в гармонии с собой, несмотря на происходящее в мире. Книги про тревожность — «Беспокойный человек», «Сила спокойствия» и еще для родителей «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой» — должны были выйти в конце года, но мы передвинули их в плане на лето, так как в это время тема будет актуальнее.

Еще одну книгу — Wave — мы тоже хотели выпустить позже, но передвинули сроки, чтобы у читателей была возможность узнать, как не только работать в сложных условиях, но и эмоционально переживать это время. Такие истории, как у героини Wave, могут вдохновлять и приносить пользу. Автор рассказывает, как во время бедствия она потеряла всю семью и восстанавливала себя после потери. Такие книги эмоционально поддерживают. Ты «выходишь» из них обновленным, с чувством внутренней опоры и веры в себя.

Или вот еще пример наведения фокуса. Российских авторов, чьи книги скоро должны выйти, мы просим дописать что-то актуальное. Например, у нас готовится книга про презентации, но в данный момент можно говорить о презентации только в разрезе онлайна. Это не значит, что мы быстро дописываем книгу и выпускаем ее прямо сейчас. Тема удаленной работы никуда не денется, поэтому выделяем автору столько времени, сколько нужно, чтобы подготовить качественный контент.

Реагируя на актуальные темы, мы не меняем смыслов, которые закладывали в выбор книг изначально.

Мы только смещаем фокусы, подсвечиваем то, что сейчас особенно важно. Смыслы остаются с нами.

Как МИФ реагирует на мировые тренды

 

Ольга Архипова:

— Мы видим, как издатели на Западе перестраиваются. Сейчас стало актуально рисование, активити, но мы понимаем, что это временный тренд, поэтому не будем выпускать новинки по этой тематике в ближайшие полтора года, основываясь только на этих данных. Но мы стараемся спрогнозировать, что станет актуальным через некоторое время.

Ольга Киселева:

— Сейчас мы замечаем, что онлайн не ограничивается удаленной работой, конференциями в Zoom или просмотрами сериалов. Например, можно посмотреть, что происходит в мире в связи с отменой спортивных мероприятий. По телевидению транслируют киберспорт. Значит, будет развиваться целая отрасль в этом направлении, большое количество людей обратит внимание на эту сферу. Что из этого можно «вытащить»? Мы начинаем думать, что в этой области соотносится с ценностями МИФа, с нашим видением и миссией.

Или туризм. Мы понимаем, что в ближайшее время в этой сфере дела будут идти плохо. Но с западных рынков приходят сигналы: стали интереснее путеводители, книги про путешествия, трэвел-подкасты. Мы тоже начинаем смотреть, что есть в нашем портфеле по этой тематике, и по возможности передвигаем даты выхода книг на ближайшее время. У нас, например, хорошо пошла книга «В Париже». Скоро выпустим «Роман с Грецией», в следующем году — серию «Музей без границ». Казалось бы, туризм неактуален и надо бы свернуться, но книги становятся удачной заменой путешествиям.


Разворот книги «В Париже»

Ольга Архипова:

— Сейчас люди тратят деньги на товары первой необходимости. И книга должна быть такой, чтобы ее могли приобрести наравне с этими товарами. То есть более актуальной, качественной, интересной.

Мы в МИФе такие же читатели. Мы тоже сталкиваемся с теми же проблемами, которые есть у всех. Мы друг с другом общаемся и анализируем, что может быть актуальным. Например, видим волну сокращений во многих компаниях и падение экономики. Что можно предсказать? То, что будет высокая конкуренция за рабочие места.

Соответственно, нам нужно помогать людям, чтобы они выиграли эту конкуренцию, чтобы у них были для этого все инструменты.

Есть и другая сторона. Некоторые потеряли работу и решили, что пора подумать о собственном деле, поэтому мы выпускаем книги, которые помогают открыть свое дело, например. Мы стараемся смотреть, какие потребности можно закрыть книгой.

Ольга Киселева:

— С детьми тоже интересная ситуация. Сейчас развитие детей легло на плечи родителей. Но многие работают и не могут уделять занятиям много времени, ведь нужно решать еще и бытовые вопросы. Такие серии, как рабочие тетради KUMON, сейчас и востребованы. Не только у нас, но и по всему миру. Это пособия для самостоятельного занятия детей, поэтому не требуют внимания взрослых. У нас в МИФе тоже есть мамы, они понимают это и подсказывают.

 

Миссия — помочь человеку стать счастливым

 

Ольга Архипова:

— Для меня как шеф-редактора важно находить и издавать такие книги, после чтения которых человек выйдет на новый уровень: владения навыками, осознанности, гармонии, отношений с другими, с миром, с собой. Но это приключение (а чтение — это всегда приключение) должно быть с удовольствием, пропитанное красотой и качественным контентом, актуальными интересными темами, нужными человеку в этот самый момент.

Как следствие, читатель занимает созидательную неравнодушную позицию и обретает счастье в своей деятельности, в новых открытиях своих талантов и продукта, который он дарит в результате этому обществу. Именно поэтому в нашем портфеле есть и личные истории преображения, например будущая новинка «Я справлюсь, мама» — тема переживания утраты через фокус на кулинарии; «Счастье шить» — про выгорание и как найти заново себя через шитье; лайфстайл-проекты: книга про то, как привнести принципы гармонии йоги в обычную жизнь. И красивые книги, помогающие овладеть новыми творческими навыками: про вязание новогодних шариков, рисование зимних пейзажей, про акварель от Вероники Калачевой и другие. Я наблюдаю за личными историями преображения наших читателей, когда под последним импульсом от наших книг они меняют жизнь и обретают счастье, и искренне горжусь тем, что мы делаем. Человек рожден для того, чтобы быть счастливым. Мы стараемся в этом помочь.

 

Культура — это мы

 

Ольга Киселева:

— У «Культуры» как у направления есть «домашний», но очень ценный для меня смысл. Он звучит так: культура — это мы. И несмотря на то что появился он в связи с открытием направления, я считаю, что миссия издателей (любых хороших издателей) — это помнить о том, что именно мы, люди, которые живут в это время, наполняем мир теми смыслами, которые для нас важны. И отзываться на эти смыслы в своих продуктах. На протяжении всей человеческой истории люди формировали культуру, и каждый человек, появляясь на свет, сначала растет, впитывая культуру предыдущих поколений, а потом вкладывает всего себя в культуру будущего. Для меня это и есть волшебство. То, о чем мы думаем, то, что нас волнует, то, о чем мы говорим, кричим, пишем, рисуем, молчим, — все это никуда не пропадает. Это все сохранится, хотим мы того или нет. Мы имеем значение. И мне важно, чтобы книги помогали людям в этом.

Еще несколько лет назад о равенстве полов говорили отдельные люди, а теперь это одна из самых обсуждаемых тем. И она формирует культуру вокруг. Культуру равенства на работе, дома, даже в речи, в самоуважении. Или вопрос о насилии. Или вопрос о гендере. А в свете последних событий — об удаленных коммуникациях, о поддержке и взаимовыручке, об экологии, эмпатии, эмоциональном интеллекте, который может проявляться неожиданно — да хотя бы в деликатности соседей во время карантина. По этой же причине я считаю, что современное искусство, на которое во все времена навешивают ярлыки футуристичности, — это не про будущее, это про настоящее. Мы все, жители планеты, и есть культура, и есть смыслы всех наших книг.

Пока есть мы — мы будем смыслами наших книг.

«Возможность делать то, что мы раньше никогда не делали»

 

Ольга Киселева:

— Ближайший год будет более насыщенным, концентрированным. У нас выйдет меньше новинок, чем в прошлом году, потому что мы убрали всех «середнячков». Наш портфель стал сильнее, мы оставили в нем только те книги, которые могут стать классикой наших жанров.

Ольга Архипова:

— Любой сложный период — это время для возможностей. Если говорить в целом про МИФ, мы уже сейчас меняемся. Например, у нас стали активно развиваться курсы. МИФ гибко реагирует на изменения внешней среды, но при этом остается верным своим ценностям. Сейчас мы открываем для себя новые направления и ниши, о которых раньше не задумывались. Кризис для нас — это возможность делать то, что мы раньше никогда не делали.

Ольга Киселева:

— Вот пример. Цифровые продукты у нас были всегда развиты — электронные книги в первую очередь. Но раньше «цифру» мы привязывали к выходу бумажных экземпляров. Сейчас мы «переобуваемся в полете»: некоторые книги будут выходить в электронном варианте, а в бумажном выйдут позже. Это здорово, когда можно попробовать что-то новое и остаться верным себе.

 

О дальнем планировании

 

Ольга Архипова:

— Есть классический контент. Чтение, например. Всегда будут читать, скажем, Пушкина. У нас есть такие тематики, условно говоря, как Пушкин. То есть то, что будет интересно всегда. Мы знаем, что смыслы меняться не будут, поэтому ориентируемся в первую очередь на них и опираемся на то, что для нас понятно и устойчиво.

Ольга Киселева:

— Невозможно угадать, что будет через год-два и какие темы станут актуальны. Но нам это и не нужно. В портфель на 2021 и 2022 годы мы отбираем книги в соответствии с нашими глобальными смыслами и ценностями.

 

Рубрика
Опыт МИФа
Похожие статьи