Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Бизнес-ликбез: говорим о стратегии
14 декабря 2019 1 840 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Можно ли отождествлять план со стратегией, как это делают в некоторых компаниях? В чем ошибка такого подхода? Что вообще представляет собой стратегия? Вопросы кажутся простыми, однако, как показывает практика, везде есть свои тонкости. Для всех, кто хочет быть в теме, публикуем на заметку несколько полезных тезисов о стратегии из книги «Искусство действия».

Плод конкуренции



Искусство действия

До 70-х годов ХХ столетия успех в бизнесе было принято считать вопросом присутствия на привлекательных рынках. А поскольку все придерживались этого принципа, конкуренция на этих рынках усилилась, и прибыль компаний была далека от идеала. В борьбе за доходность каждой компании приходилось думать не только о том, на каких рынках ей следует присутствовать, но и как одержать верх над другими компаниями, пытающимися сделать то же самое. И тогда в ход пошла стратегия.

Стратегия ≠ план

Поскольку разработка стратегии подразумевает определенную подготовку, мы склонны отождествлять стратегию с планом. Это опасно. Cтремление к определенности может завести в ловушку и заставить создавать совершенные планы в отрыве от реальности.

Стратегия — это система средств для достижения цели.

Это нечто большее, чем наука; это применение знаний в реальной жизни, развитие первоначальной идеи в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами, искусство действия под давлением труднейших обстоятельств. Эта радикальная концепция была сформулирована еще в позапрошлом столетии. По существу, она отвергает точку зрения (закрепившуюся настолько прочно, что ее часто воспринимают как данность), которая гласит, что стратегия — это долгосрочный план, в отличие от «операций», представляющих собой краткосрочные действия.

Ресурсы

Первая задача стратега — обеспечить наличие ресурсов и их распределение. Распределение ресурсов изначально должно быть правильным, так как впоследствии трудно исправить допущенные ошибки. Так что задолго до осуществления каких бы то ни было действий необходимо составить подробный план.

Цель и средства

Стратегия направлена на достижение «самой высокой цели», доступной при имеющихся средствах. Ограниченность средств отчасти определяет содержание стратегии.

Если бы в нашем распоряжении были неограниченные ресурсы, нам не пришлось бы слишком сильно беспокоиться о стратегии.

Ведь в этом случае, предприняв попытку что-то сделать и потерпев неудачу, можно было бы списать убытки, привлечь дополнительные ресурсы и предпринять еще одну попытку. Но ни один из нас не находится в таком положении, а чем более ограничены наши ресурсы, тем более продуманно нам необходимо действовать. Мы должны принимать решения, как их использовать.

Стратегия как путь

Теоретически можно было бы задать направление, обозначив как общий курс, так и пункт назначения. Однако нам, скорее всего, и то, и другое сделать не удастся. В долгосрочной перспективе в условиях высокой неопределенности мы не сможем точно определить, где хотим оказаться в будущем. Например, известно, что в области технологий и нормативно-правового регулирования могут произойти серьезные изменения, которые будут определять ситуацию на рынках на протяжении последующих лет, однако точный характер и сроки этих перемен неизвестны.

Возможно, не стоит слишком беспокоиться по этому поводу: прибытие в ЛосАнджелес может сослужить такую же хорошую службу, как и прибытие в Сан-Франциско.

Важно двигаться дальше.

Принятие решений

Стратегия подразумевает непрерывное принятие решений; эти решения не должны быть идеальными (по крайней мере, как и в случае с идеальными планами, к этому не следует стремиться); достаточно, чтобы они соответствовали обстоятельствам. Необходимо принимать решения, «в той или иной мере правильные в данный момент», выполнять действия, призванные изменить ситуацию, а затем переходить к следующим решениям.

Так мы манипулируем удачей, открывая дальнейшие возможности.

И мы непременно превзойдем всех тех, кто пытается принять одно большое решение, как сделать всё, или тех, кто вообще не принимает никаких решений.

Итак:

Стратегия — это скорее не план, а основа для принятия решений. Это первоначальный выбор направления, обеспечивающий возможность выбирать действия. Стратегия готовит организацию к такому выбору. Без нее любые действия превращаются в случайный набор мероприятий

Стратегия — это развитие центральной идеи в постоянно меняющихся условиях. В зависимости от факторов неопределенности во внешней среде стратегия может задавать направление, обозначая как общий курс, так и пункт назначения (или и то, и другое). Устойчивая стратегия не гарантирует успех, но позволяет увеличить шансы.
Подготовлено по книге «Искусство действия».

Похожие статьи