Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Основные принципы Теории U: лидерства из будущего
5 октября 2019 3 546 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Кризис современности не ограничивается конкретными лидером, организацией, страной или конфликтом. Он проявляется по всему миру тремя главными разделениями: экологическим (разрыв связи между личностью и природой); общественным (разрыв между двумя личностями) и духовным (разрыв личности с собой). Обратимся к нашей новинке «Основы Теории U», чтобы разобраться в вопросе.

Три разделения



Основы Теории U

— Экологический рубеж: ужасающие экологические разрушения, приводящие к потере природы.

— Социальный рубеж: возмутительный уровень неравенства и раздробленности, приводящих к потере общества — целостности социума.

— Духовный рубеж: рост уровня выгорания и депрессии, приводящих к потере смысла.

Экологический рубеж можно суммарно охарактеризовать одним числом: 1,5. Иными словами, в настоящее время экономика потребляет ресурсы полутора планет. Мы в 1,5 раза больше напрягаем регенерационную способность планеты Земля, чем она может вынести. И это в среднем, а, например, в США текущий уровень потребления превзошел возможности планеты в пять раз.

Социальный рубеж можно суммировать другим числом: 8. Восемь миллиардеров владеют в общей сложности большим, чем половина человечества. Да, это правда. Небольшая группка людей, с которыми вы можете уместиться в микроавтобусе, имеет больше, чем «нижняя половина» населения всего мира — 3,8 млрд человек.

Духовный рубеж выражается числом 800 тыс. Более 800 тыс. человек в год совершают самоубийство — это больше, чем гибнет в войнах, стихийных бедствиях и в результате убийств. Самоубийство совершается каждые 40 секунд.

Всё указывает на то, что прежнее фундаментальное общественное устройство и привычный образ мыслей, устоявшиеся способы установления и действия коллективных общественных форм умирают. Если это так, способны ли мы вообще на что-либо влиять и менять в лучшую сторону?

Теория U

Ключевой вопрос Теории U нетривиален и глубок — каким сегодня должен быть лидер и как ему действовать, опираясь не только на свой опыт из прошлого, который есть у него сейчас, но и на будущее, по мере того, как оно наступает?

Ремарка: под словом «лидер» автор имеет в виду всех людей, участвующих в приближении перемен или формировании собственного будущего, независимо от их официального положения.

Для примера посмотрим на работу художника. Здесь возможны по крайней мере три точки зрения:

— Мы можем сфокусироваться на той вещи, которая становится результатом творческого процесса, — например, на картине.

— Мы можем сфокусироваться на процессе написания картины.

— Или мы можем наблюдать за художником, когда он стоит перед чистым холстом.

Другими словами, можно смотреть на работу после того, как она создана (вещь), во время ее создания (процесс) или до того, как начинается создание (пустой холст или элемент источника). Если мы применим аналогию художника к лидеру, то увидим его работу также под тремя разными углами зрения.

Во-первых, можем изучить то, что делают лидеры. Об этом написано множество книг. Во-вторых, попытаемся ответить на вопрос «как?» — увидеть процессы, используемые руководителями. Этот прием применяется в исследованиях управления и лидерства уже более двух десятилетий. Однако мы никогда не пытались систематически взглянуть на их работу с третьей позиции, с ситуации чистого холста. Вопрос, который еще не был задан, таков: «Каковы первоистоки деятельности, исходя из которых лидеры осуществляют свои действия?»

Исходя из будущего

Один и тот же человек в одинаковой ситуации может делать одно и то же действие, но результат будет совершенно различным в зависимости от внутренней точки, из которой это действие исходит.

То есть важно не только то, что и как делают лидеры, но и их «внутреннее состояние», пространство внутри них, из которого они исходят.

Обычно мы хорошо знаем, что делаем сами и что делают другие; также есть понимание того, как мы это делаем, — тех процессов, которые мы и другие люди используем, когда действуем. Однако если спросить: «Из какого источника рождается наше действие?» — большинство не даст ответа. Мы не можем видеть тот первоисток, ту отправную точку, из которой движемся; не осознаем, из какого места рождаются наше внимание и намерения.

Черпать знания можно из двух источников — из опыта прошлого и из будущего по мере того, как оно появляется. Первый тип — выводы из прошлого — хорошо известен и развит. На нем основаны все обучающие методологии, лучшие практики и подходы. А вот второй тип — научение у будущего в процессе его возникновения — все еще в зачаточном состоянии.

Отто Шармер, автор книги «Основы Теории U»: «Работая с лидерскими командами из многих секторов и отраслей, я понял, что руководители не могут справиться с дестабилизирующими вызовами, если действуют исходя только из полученного опыта. Самые потрясающие лидеры и новаторы базируются на другом ключевом процессе. Они чувствуют возможное в будущем, только стремящемся возникнуть, и соединяют себя с этим. Я решил называть это действие чувствующим присутствием: это и присутствие, и чувствование настоящего. Это значит ощущать, улавливать, настраиваться на свои максимальные возможности и действовать исходя из этого наивысшего потенциала — того самого будущего, формирование которого зависит от нас самих».

Лидеры и организации

Организации работают так, как их создают сами люди. Мы убеждены, что корень проблем — в некой «системе». Всегда речь идет о чем-то внешнем, о «вещи», которая над ними довлеет. А реальность, возможно, такова: мысль формирует структуры, которые потом держат людей в плену. Или, как говорил квантовый физик Дэвид Бом, «мысль создает мир, а затем говорит: „Это не я!“» Часто мы воспринимаем грядущие возможности как что-то неясное и аморфное. Мы можем ощущать будущее, но не в состоянии увидеть его и в точности рассмотреть. Однако связь с ним в режиме реального времени — своего рода направляющая нас страховка.

Чтобы быть на высоте положения, нужно научиться действовать исходя из наилучшего возможного варианта будущего и не застревать в моделях прошлого опыта. Теория U — очень эффективная практика, позволяющая повысить творческие и лидерские способности, благополучие и целостность человека. «Лидерство на основе будущего», а не прошлого, открывает безграничное количество новых, поистине новаторских возможностей. Это глубинный путь для мышления вне штампов и раскрытия своего потенциала.

Подробности — в книге «Основы Теории U».

Изображения: pixabay.com

Похожие статьи