Бухгалтерия и финансы — «зубная боль» любого предпринимателя, особенно если работать в «серой зоне». Известный аудитор и налоговый консультант Алла Милютина много лет занимается тем, что выводит бизнес своих клиентов из тени. В России принято верить, что этот болезненный шаг ведет к неизбежным потерям. Но опыт автора говорит об обратном. Представляем книгу «Спасите мой бизнес» и материал о том, как вести дела вместе с друзьями.
Не стесняйтесь официальных отношений
Спасите мой бизнес
Вокруг успешных людей всегда крутятся друзья-приятели, желающие поднять свой бизнес за чужой счет. Леонид М. — талантливый программист, победитель школьных и студенческих олимпиад — ушел в предпринимательство через год после окончания вуза. Он придумал свой интернет-проект — один из первых в этом сегменте рынка. Как первопроходец, Леонид успел снять сливки на новом рынке и фантастически быстро стал долларовым миллионером. Но чутьем, как у Уоррена Баффета, не обзавелся — так и остался программистом. Просто очень обеспеченным программистом. Добродушным, открытым, наивным.
Некие друзья предложили ему сделать «шикарную инвестицию». Они задумали бизнес международного масштаба — портал, продвигающий услуги частных врачей, — и купили домены в России, Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Леониду проект понравился. Он согласился перечислить партнерам 2 миллиона долларов по определенному графику, а ему пообещали отдать 5% акций будущего холдинга — когда для него выберут юрисдикцию.
Все, что имелось у Леонида на руках, — самое общее соглашение и табличка, показывающая, как умножатся его вложения, если будет расти капитализация проекта. Эти друзья додумались до потрясающей схемы — финансовая пирамида, эксплуатирующая одного человека. Деньги последовательно берутся в долг под возрастающие обещания.
Люди предпочитают оставаться в плену иллюзии, они не хотят разочаровываться, они яростно сопротивляются, лишь бы не признаваться в очевидном. Леонид объяснял: «Но это же мои друзья, мы знакомы с детства. Я вношу деньги, а они — свои знания, умения, идеи, ресурсы. Мы всегда верили друг другу на слово…»
Из-за этой обманчивой формулы не один предприниматель терял деньги: «Друг никогда не кинет. Я ведь никого не кидаю». С друзьями и родственниками можно делать бизнес. Просто не нужно смешивать бизнес и дружеские отношения. Бизнес требует порядка, все должно быть оформлено так, как будто перед вами совершенно незнакомый человек.
Договаривайтесь обо всем на берегу
Давно и хорошо известное жизненное правило гласит: договариваться надо на берегу. Казалось бы, кому, как не предпринимателям, это понимать. Но дружеские отношения притупляют многие полезные деловые привычки и заставляют людей пренебрегать элементарными нормами предпринимательской гигиены. Бизнесмены не всегда следуют этому правилу, предполагая, что партнерство само по себе расставляет все по местам.
В обыденном представлении большинства людей договорами нельзя урегулировать все на свете, ведь человеческие отношения — это тонкая материя, построенная на симпатиях, вербальных связях и т. д. С этим нельзя согласиться.
И в современном мире их нельзя совмещать.
Если друг просит взаймы, сначала спроси: «Для чего тебе нужны эти деньги?»
Иногда, чтобы сохранить друга, надо взять у него расписку в том, что дал ему взаймы. Иначе у вас не будет ни денег, ни друга. Жизненный опыт показывает, что в экстремальных ситуациях человеку свойственно между деньгами и дружбой выбирать деньги. Как это ни печально, даже многолетняя дружба имеет свою цену и не всякий устоит перед соблазном ее обналичить.
Доверительные отношения с сотрудниками — это палка о двух концах
В мире много хороших, добрых, честных и порядочных людей. Но предпринимательская практика показывает, что достаточно нескольких «паршивых овец», чтобы испортить все стадо.
Если создаешь бизнес, в котором есть возможности для воровства, то рано или поздно сотрудники начнут воровать.
Вы можете рассчитывать на сознательность и, будучи добрым по натуре человеком, выстраивать дружеские отношения с подчиненными. Но какая бы доброжелательная атмосфера в компании ни создавалась, владелец не должен становиться с сотрудниками на один уровень. Никто до сих пор лучше не сформулировал главное правило управления: «Доверяй, но проверяй».
По материалам книги «Спасите мой бизнес».
Фото в посте: источник.