Некоторые предприниматели кажутся фантастически везучими, иногда даже в разных сферах. Откуда же берутся идеи для успешных проектов? Пробуем разобраться вместе с книгой «Гений бизнеса». Она о том, как достигать коммерческого успеха с помощью креатива.
Серийные предприниматели
Бизнесмен Кевин Райан, к примеру, основал девять интернет-компаний, в том числе новостной портал Business Insider (стоимостью $450 млн), мультибрендовый онлайн-магазин Gilt ($250 млн) и систему управления базами данных MongoDB (оценивается более чем в $1,5 млрд). И это еще не все — он работал в первом составе и стал CEO пионера интернет-рекламы DoubleClick, достигшей стоимости более чем в $1 млрд. Кевина Райана можно назвать серийным предпринимателем — у него шокирующий процент успеха в ряде сфер, от интернет-коммерции до СМИ и управления базами данных.
Кому-то с трудом удается придумать хоть одну стоящую идею, а Райан несколько раз подряд создавал успешные проекты. А самое интересное — в разных сферах, что ему нисколько не помешало. Может быть, Райану просто повезло с генами? Или дело в чем-то другом?
Гений бизнеса
Прототип и образец
Профессор Роберт Барон, чьи интересы лежат на пересечении предпринимательства и психологии, задался целью выяснить, откуда берется нюх на перспективные возможности. Оказалось, что из распознавания закономерностей.
Она важна как для самозащиты, так и для поиска выгодных возможностей. Если нам что-то угрожает, мы этого избегаем. А если что-то обещает потенциальную выгоду, мы это изучаем.
В распознавании закономерностей участвуют две ментальные модели, с помощью которых предприниматели, по мнению профессора Барона, ищут новые идеи.
Первая — это прототип, но не тот, который сразу вспоминается. В психологии прототип это абстрактное представление об основных качествах концепции. Представьте себе кофейню. Прототипом в данном случае будет маленький фасад, внутри стоят столы, продаются кофе и кексы и (в зависимости от щедрости владельцев) предлагается бесплатный Wi-Fi. Или, если говорить о бизнесе, прототипом технологического стартапа будет молодая, быстро развивающаяся компания, основанная на венчурном капитале и предлагающая, по ее мнению, уникальную технологию.
В начале карьеры предприниматели в своих решениях почти полностью полагаются на прототипы. Они усваивают их из книг и советов коллег. Например, неопытный предприниматель Майк собеседует кандидата на вакансию Тома. В его оценке Тома и его предполагаемой ценности для компании Майк, скорее всего, будет исходить из «прототипа перспективного сотрудника» (находчивого, любознательного, ответственного, сообразительного и т. д.), усвоенного ранее. Майк будет пристально высматривать у Тома эти качества. Это неспешный, вдумчивый процесс идентификации того, что уже известно.
Вторая ментальная модель — это образец, по сути, конкретный пример из категории. Так, Адам Сэндлер — характерный образец комедийного актера. Скажите «Адам Сэндлер», и все сразу поймут, что речь о комике. Это не значит, что он самый комичный из всех, просто с ним можно сравнивать остальных. То же касается категории «рождественские фильмы», здесь образец «Эта замечательная жизнь».
Набираясь опыта, предприниматели накапливают конкретные примеры разнообразных концепций и все больше начинают полагаться на образцы. Их использование ускоряет разработку идей. И в итоге им не приходится замедляться для выяснения индивидуальных, характерных признаков каждой новой идеи.
Вернемся к Тому, потенциальному сотруднику, и представим, что второе собеседование с ним проводит опытный предприниматель, назовем ее Салли. За свою карьеру она успела поработать с разными людьми, хорошими и не очень, и для нее все эти коллеги и друзья стали образцами. Салли машинально сравнит Тома с лучшими или самыми многообещающими людьми, с кем ей приходилось работать, и в случае, если обнаружит сходство с кем-то из успешных коллег, сразу предложит ему работу.
Нюх на возможности
Что важно, распознавание паттернов (ментальных моделей) наделяет предпринимателей сверхъестественным чутьем на возможности. Согласно исследованиям, при наличии богатого опыта им не нужно включаться в медленный, сосредоточенный поиск новых идей. В их опыте содержится обширная библиотека образцов, к которым они обращаются машинально. Бывалые предприниматели распознают ценные идеи, знакомые им по предыдущему опыту.
Если кратко, целенаправленные обучение и опыт повышают для предпринимателей вероятность обнаружения полезной новой идеи, поскольку они легко распознают в новом знакомые черты.
Опыт упрощает создание знакомых идей, но что делать, если его нет? Что ж, у предпринимателей есть еще один способ накопления образцов и прототипов. Творческие люди для аналогичного результата используют целенаправленное потребление.
Оказывается, наблюдать так же полезно, как накапливать собственные образцы и прототипы. Исследования подтверждают, что успешные предприниматели усваивают и сторонний опыт, имеющий отношение к их сфере. В одном исследовании выяснили, что члены отдельного зала славы предпринимателей, в отличие от рядовых бизнесменов, черпали вдохновение для новых бизнес-идей из узко специализированных профессиональных статей.
Они возникают из информации, непосредственно связанной со сферой деятельности предпринимателя или направления, представляющего для него практический интерес. Ненасытно потребляя информацию, серийные предприниматели накапливают ряд ценных примеров даже в новой для себя сфере, как Кевин Райан. И эти образцы позволяют им разглядеть перспективные идеи.
По материалам книги «Гений бизнеса».
Изображения: источник.