Почему одни люди работают намного лучше других? Обманчиво простой вопрос, которым задаются профессионалы в разных сферах деятельности. Книга «Мастер своего дела» дает на него интересный ответ.
В ходе уникального исследования Мортен Хансен изучил существующие способы поднять работоспособность, отобрал основные идеи и проверил их на пяти тысячах человек. Он оценил, насколько традиционные и разрекламированные подходы, например усердие, умение определять приоритеты или поиск своего истинного призвания, соотносятся с реальными карьерными успехами опрошенных — врачей, менеджеров, рядовых сотрудников компаний и строителей.
В результате ему удалось выделить семь практик «умной» продуктивной работы, которые может применить каждый, чтобы добиться лучших результатов.
Талант или усилия?
Социологи и специалисты по менеджменту объясняют производительность врожденными способностями людей и степенью их одаренности. Приходилось ли вам слышать фразы вроде «Она маркетолог от Бога» или «Он гениальный инженер»? Часто говорится, что успех компании определяет ее способность нанимать и удерживать талантливых людей. Сторонники такого подхода настаивают на том, что вам следует подыскивать работу, которая отвечает вашим природным талантам, а затем фокусироваться на их дальнейшем развитии.
Наше восприятие успеха опирается на убежденность, что все зависит от таланта. Но справедливы ли все эти утверждения? Некоторые специалисты по производительности не согласны с идеей, что все дело в таланте. Они заявляют, что настолько же или даже еще важнее прилагать для достижения успеха последовательные усилия. Сторонники этого варианта парадигмы «тяжелого труда» доказывают, что в долгосрочной перспективе люди вырываются вперед благодаря твердости характера и преодолению препятствий. Сторонники другого варианта утверждают, что люди достигают большего, когда делают больше: берут на себя больше задач и организуют больше деловых встреч. В том, что тяжелый труд — это ключ к успеху, убеждены многие .
По утверждению автора книги «Мастер своего дела» существующие советы по умной организации труда складываются в весьма нечеткую картину. Похоже, каждый автор пытался предложить какое-то свое решение. Определитесь с приоритетами. Делегируйте задачи. Ведите календарь. Не отвлекайтесь. Установите четкие ясные цели. Работайте усерднее. Оказывайте влияние. Вдохновляйте. Управляйте снизу вверх. Управляйте сверху вниз. Налаживайте связи. Черпайте вдохновение в страсти. Ищите смысл жизни. И так далее, и тому подобное…
Список насчитывает более ста пунктов. А что же происходит на самом деле?
7 методов «умной» работы
Основную загадку высокой производительности раскрывают семь методов «умной работы». (Не зря же число семь играет в жизни человечества такую важную роль!)
Когда вы работаете по-умному:
— вы определяете свои основные приоритеты и прилагаете существенные усилия к работе в выбранных областях (метод масштабирования работы);
— вы сосредоточиваетесь на том, чтобы создавать ценность, а не просто достигать указанных целей (целеполагание);
— вы отказываетесь от бездумного повторения в пользу изучения самых эффективных методик (качественное обучение);
— вы ищете возможность заниматься тем, что отвечает и вашим желаниям, и пониманию смысла (внутренняя мотивация);
— вы ловко применяете тактики влияния, чтобы добиваться поддержки других (продвижение идей);
— вы отказываетесь от бесполезных совещаний и добиваетесь того, чтобы те, которые вы все-таки посещаете, проходили в оживленных дискуссиях (напряженная командная работа);
— вы тщательно выбираете, в какой коллаборации вам участвовать, и отказываетесь от любых непродуктивных проектов сотрудничества (дисциплинированная коллаборация).
Получается весьма обстоятельный список. Первые четыре фактора относятся к работе над собой, а остальные три помогают работать с другими.
Неполные уравнения
Эти семь методов переворачивают привычное представление о том, как вы должны работать. Мы считаем, что люди работают лучше, если они лучше выбирают приоритеты. Так и есть, но лучшие работники делают при этом кое-что еще. После того как они фокусируются на конкретных приоритетах, они становятся одержимы своей задачей. Именно эта огромная самоотдача при работе над приоритетными задачами приводила к выдающимся результатам. Лучшие производители делали меньше и лучше: меньше суеты, больше сконцентрированных усилий. Это открытие противоречит привычному мнению, которое гласит, что главное — выбрать приоритетные задачи.
Исследования опровергли и другую старую истину. Сколько раз вы слышали: «Главное, делать то, что любишь»? Найдите работу, которую вы искренне любите, и у вас всегда будут силы на то, чтобы отлично работать. Разумеется, люди, которые со страстью относятся к своей работе, выполняют ее лучше. Но есть также люди, которые работают страстно, но не слишком хорошо.
Совет «следовать за мечтой», как выяснилось, может быть очень опасным. Лучшие производители использовали другой подход: они стремились найти такую работу, которая приносила ценность организации и обществу, а затем добивались баланса между этим ощущением смысла и своими желаниями.
Исследования поколебали и другую типичную точку зрения, что коллаборация — это всегда хорошо, и чем ее больше, тем лучше. Эксперты советуют разрушать барьеры внутри организации, сотрудничать больше, создавать обширные сети профессионалов и использовать множество высокотехнологичных инструментов для того, чтобы выполнять работу совместными усилиями.
Это убеждение просто категорически неверно. Лучшие производители сотрудничают меньше. Они тщательно выбирают, к каким проектам и задачам присоединяться, а каких избегать, и они направляют свои усилия и ресурсы на то, чтобы преуспеть лишь в нескольких избранных направлениях.
Мастера своего дела не просто работают по-умному в привычном смысле слова. Они применяют более утонченные методы. Например, они делали меньше работы, но зацикливались на своих задачах, или находили задачи, где могли сочетать свою страсть с созданием ценности. Семь представленных методов воплощают идею избирательности. Везде, где можно, лучшие работники тщательно отбирают приоритеты, задачи, коллаборации, совещания, комитеты, анализ, потребителей, новые идеи, процедуры и взаимодействия.
По материалам книги «Мастер своего дела».