Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Полярности: управление проблемами, не имеющими решения
26 апреля 2018 5 445 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

«Решение» или «вопрос» — понятия, с которыми мы сталкиваемся ежедневно как в бизнесе, так и в личной жизни. Психологически мы стремимся к упорядоченности, определенности, потому пытаемся найти конечный ответ на все вопросы. В состоянии «нерешенности» мы теряем контроль над процессами, что приводит к стрессу, нервозности, неуверенности и, в конечном счете, равнодушию или негативному настрою.

Управление полюсами

По мнению Барри Джонсона, автора книги «Управление полярностями», мы часто путаем понятия «вопрос» и «дилемма». В первом случае однозначный ответ существует и его можно найти. Во втором мы должны признать наличие полюсов, то есть противоположных состояний, которые находятся в тесной взаимосвязи и каждое из которых имеет свои плюсы и минусы. Это и есть полярность, или проблема, не имеющая решения. Она требует особого подхода, который, по Джонсону, состоит в управлении разными полюсами.

При этом исключается необходимость выбирать один из них.

Полярность предполагает постоянную смену акцентов и фокуса, возможность или даже необходимость корректировать курс с учетом меняющихся целей и обстоятельств. Проблема существует во времени и ограничена им, она элемент процесса и имеет конечную точку. Полярность же — это живой непрекращающийся процесс, и конфигурация его полюсов отвечает конкретным вызовам текущего дня.

Полярности

Полярности, которыми нам приходится управлять, — это противоположные, но взаимосвязанные явления. Из-за того, что полюса полярностей взаимозависимы, нельзя выбрать один из них в качестве решения, а о втором навсегда забыть. Цель управления полярностями как раз в том, чтобы взять лучшее от обоих полюсов, оставив в стороне их недостатки.

К примеру, мы отправляем на обучение менеджеров среднего звена, потому что они подходят к возникающим в ходе работы трудностям чересчур строго (это кажется нам проблемой), а нужно, чтобы они стали более гибкими (возможное решение). Но менеджеры часто сопротивляются и не хотят меняться, так как считают свое твердое поведение вполне разумным: они привыкли ценить четкость и ясность, а умение приспосабливаться, которого от них ждут, считают проявлением слабохарактерности. Гибкость далеко не всегда становится решением: лидеру необходимо владеть самыми разными качествами.

Здесь нет проблемы, которую нужно снять раз и навсегда. Это полярность, которой следует управлять.

Дыхание как процесс управления полярностями

Начните медленно и глубоко вдыхать, втягивайте воздух в течение 10 секунд, а затем задержите дыхание! Если смотреть на этот процесс как на проблему, имеющую два варианта решения: либо вдыхать, либо выдыхать, — то получается, вам предложили вполне адекватное решение и вы сделали вдох.

Каждый вдох жизненно важен и сначала дает приятные ощущения, но довольно скоро вы начинаете ощущать все минусы этого «решения», ведь в ваших легких образуется слишком много углекислого газа. Теперь медленно выдыхайте в течение 10 секунд, а затем задержите дыхание! Освобождаясь от углекислого газа, вы чувствуете облегчение. Но хотя выдох также неотъемлемая часть дыхания, скоро вы почувствуете все минусы исключительно выдоха: потребуется новая доза кислорода.

Дилемма «вдох-выдох» — это полярность, и вы не ищете для нее однозначного решения, то есть не пытаетесь выбрать между вдыханием и выдыханием.

Вы управляете этой полярностью, получая выгоды от каждого действия и признавая при этом ограничения как одного, так и второго. Перед нами не статичная ситуация, а процесс, предполагающий регулярный переход от полюса к полюсу снова и снова.

Дышащая организация

Представьте собрание 20 руководителей высшего звена в компании, где работают приблизительно 2000 сотрудников. Управленцы пытаются договориться относительно направления развития на ближайшие пять лет. В частности, пробуют решить, будет ли их организация, образно выражаясь, вдыхающей или выдыхающей.

После непростых переговоров и хитрых политических игр они решают, что именно вдох наиболее перспективен. Крикливое меньшинство, выступающее в пользу выдоха, утверждает, что это огромная ошибка, но неохотно примыкает к единому порыву ограничиться исключительно вдохами.

Все дружно начинают вдыхать, и, когда некоторые уже синеют, меньшинство, раньше выступавшее в поддержку выдоха, восклицает: «А ведь мы предупреждали!»

За этим следует перестановка в верхах, и лидер, пропагандирующий одни лишь выдохи, назначается главным по проведению операции спасения. Вдох однозначно был ошибкой; теперь очевидным решением проблемы кажется выдох. Итак, решено: выдох объявляется новой стратегией на ближайшие две пятилетки.

Разумеется, организация остается в таком же плачевном состоянии, как и была, пытаясь реализовать предыдущую стратегию. Трудность не в том, чтобы выбрать между вдохом и выдохом. Оба жизненно необходимы: нужно и вдыхать, и выдыхать. Загвоздка в восприятии: люди считают, что имеют дело с проблемой, которую можно решить, выбрав одно из двух.

Продолжение следует…

По материалам книги «Управление полярностями».

Изображения: источник.

Похожие статьи