Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Взлом маркетинга
Сарафанный маркетинг: как сделать покупателя своим продавцом
29 марта 2018 4 345 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

На большинстве рынков покупатели делают выбор не под воздействием рекламы, а по совету друзей и знакомых. Книга «В эфире — сарафанное радио» посвящена созданию системы, которая сделает эти советы частью вашей маркетинговой машины.

Почему бы не сделать покупателя своим компаньоном, своим продавцом? Почему бы не доверить ему продажу товара? Эта идея звучит странно только на первый взгляд. Допустим, покупатель уже купил ваш товар и имеет опыт его использования. Так кто же лучше него разбирается в том, что вы предлагаете рынку? Пусть покупатель поделится своим знанием с друзьями, знакомыми, сослуживцами, родственниками, пусть убедит их прийти к вам и купить ваш товар!

Подготовили 5 оригинальных советов, как сделать покупателя продавцом.

Размер имеет значение

Дело в том, что людям свойственно проявлять интерес к предметам ненормального размера. У этого явления есть психологическое обоснование. Люди обсуждают Airbus А380 и хотят попасть на его борт — ведь это самый большой пассажирский самолет в мире. Олигархи меряются длиной своих океанских яхт, невесты — размером свадебных тортов, девелоперы — высотой построенных небоскребов.

Размер заставляет говорить.

Яркий пример: гамбургер Tower Burger, бургер-башня. Существует сеть бургерных, которая называется Mos Burger. Их фирменный Tower Burger назван в честь токийской телебашни. Этот «бутерброд» состоит из 14 слоев: булка снизу, булка сверху, и между ними 12 слоев всякой всячины. Чтобы не развалилась при подаче, эту штуку подают в специальном ведерке. Как это есть, не очень понятно, потому что в рот очевидно не влезает. Зато хорошо влезает в Instagram, на Facebook и в прочие медиа.

Размер заставляет говорить.

В сети очень много материалов на тему «Мы протестировали Tower Burger от Mos Burger». Этот бургер, возможно, занимает очень небольшой процент в продажах, но он привлекает внимание! За счет своего явно ненормального размера он генерирует разговоры, отзывы и обсуждения.

Как привлечь ассортиментом, не имея его

Для малого и среднего бизнеса конкурировать по ассортименту с крупным — глупость. Магазин у дома не может даже пытаться конкурировать по количеству видов товара с гипермаркетом. Ассортимент обычного «Ашана» — почти 50 тысяч товарных позиций. Гипермаркеты могут себе такое позволить. На руку им и огромная площадь, и то, что за счет объемов продаж у них малы издержки на единицу товара, и то, что они способны «продавливать» поставщиков, добиваясь скидок.

Ничего страшного.

На самом деле даже небольшой бизнес может поиграть с покупателем в игру под названием «самый большой ассортимент», если у него самый большой ассортимент ОДНОГО товара.

На самом деле даже небольшой бизнес может поиграть с покупателем в игру под названием «самый большой ассортимент», если у него самый большой ассортимент ОДНОГО товара.

Посмотрим, как это выглядит на практике. В Израиле одно из главных блюд местной кухни — шакшука, своеобразная яичница, плавающая в томатном соусе. Ее едят независимо от времени суток: на завтрак, обед и ужин. Шакшуку подают, наверное, в 90% кафе и ресторанов страны. Между тем в Тель-Авиве есть два заведения, куда не зарастает народная тропа, где все столики, как правило, заняты и еще, бывает, стоит очередь — причем преимущественно из туристов.

Там подается только шакшука, но зато нескольких десятков видов: с мясом, фаршем, горохом, с разными овощами… Оба заведения позиционируются как «у нас самое большое количество видов шакшуки». Это «самое большое количество видов» создает не только устное сарафанное радио. За счет него оба заведения присутствуют еще и в туристических путеводителях, не заплатив за это ни копейки. Один продукт в нескольких десятках вариаций дает возможность сказать «У нас самый большой ассортимент», и из этого получается отличный повод для разговоров и рекомендаций.

Выберите один товар или услугу и представьте потребителям максимум ее разновидностей.

Лучше меньше, да лучше

А теперь разберем противоположный прием. Противоположный, но не менее мощный с точки зрения рекомендательного маркетинга — искусственное ограничение ассортимента.

Московский ресторатор Михаил Зельман поставил себе сложную задачу — создать популярный ресторан (а потом и сеть) в Лондоне. Концепция Зельмана называлась Burger&Lobster, и удивить лондонцев ему удалось. В меню Burger&Lobster есть ровно три позиции. Во-первых, гамбургер из дорогой американской говядины — то есть не такой, как в McDonald’s, а такой, как в стейкхаусах. Во-вторых, здоровенный бутерброд из мяса лобстера с соусом. И, в-третьих, целый лобстер. Лобстер стоит 23 фунта, а бургер — 16. 16 фунтов — запредельная цена для бургера не только в Москве, но и в Лондоне, но Зельман, по собственному признанию, рассчитывал на то, что рядом с омаром в меню эту цену посетители проглотят. И действительно, проглотили.

А теперь разберем противоположный прием. Противоположный, но не менее мощный с точки зрения рекомендательного маркетинга — искусственное ограничение ассортимента.

Правда, перед открытием первого ресторана Зельман с командой из десяти поваров четыре месяца добивался, чтобы и бургер, и лобстер, и соус были идеальными. Десять поваров и четыре с половиной месяца экспериментов ради трех блюд в меню.

И эти три блюда дали взрывной эффект.

Люди пришли, попробовали, пришли в восторг, рассказали другим. Пришли ресторанные критики, попробовали и скрепя сердце написали в своих колонках: вы знаете, у этих русских вообще-то получилось. И в Burger&Lobster повалил народ.

Эффект очереди

Особенность человеческой психики такова, что если куда-то стоит очередь, то это интересно.

Можете ли вы навскидку назвать самую известную в мире компанию, которая использует искусственно созданный эффект очереди постоянно? Конечно, это Apple. Подготовка к запуску каждого iPhone и iPad специально направлена на то, чтобы в первый день продаж люди выстроились в очередь этак на сутки-двое, стояли в ней, спали в ней, дрались за места в ней под телекамеры всех мировых новостных каналов.

Особенность человеческой психики такова, что если куда-то стоит очередь, то это интересно.

Эффект очереди может использовать и компания масштаба Apple, и ресторан, — этот прием доступен бизнесу любого масштаба. Так что запишите себе в список приемов сарафанного маркетинга «искусственное создание очереди».

Совмещайте несовместимое

Этот фокус построен так: берем два предмета, вроде бы не имеющих никакой связи друг с другом, и пытаемся любым способом связать их. Один из предметов должен быть нашим товаром. На поиск может уйти много увлекательных вечеров, но и результат окажется таким, что о нем будет не стыдно рассказывать.

Что вы скажете о мужских туфлях, сделанных из кожи, вымоченной в бурбоне, у которых в каблук встроена маленькая фляжка для виски?

Непрактично, безумно? Но именно такие странные на первый взгляд идеи помогли одному из российских предпринимателей раскрутить созданную им мануфактуру обуви ручной работы. На рекламу денег предсказуемо не было, и получить первых, да и последующих клиентов мастерская смогла именно за счет акций вроде только что описанной фляжки в каблуке: они помогли включить сарафанное радио.

Результат? Созданная компания благополучно работает и обслуживает узкий (как и положено мануфактуре) круг богатых заказчиков.

Еще больше нетривиальных рекомендаций по сарафанному маркетингу — в книге «В эфире — сарафанное радио».

Похожие статьи