Коучинг — популярная сегодня практика для решения бизнес-задач. Руководители приглашают коучей для себя и команды, заказывают тренинги, пытаются прислушаться к советам и следовать им. Коучи тоже стараются. Однако результат не всегда оправдывает усилия: несмотря на все сессии, уроки и инструменты, компания топчется на месте. Почему?
Коучинг — это инструмент, а не волшебная таблетка
Все мы падки на «быстрые» решения и советы в стиле «как стать успешным за 7 дней», «как переиграть конкурентов», «как стать выдающимся лидером за 48 часов». Хочется, чтобы от каждой проблемы была волшебная таблетка. Проглотил — и все пошло как по маслу.
На самом деле, коучинг — это вид психологического консультирования, предназначенный для решения определенного круга задач. Он помогает, когда надо решить локальную проблему: сориентироваться в конкретной ситуации, выработать эффективную тактику, проработать «узкое место».
Но если нужна глубокая проработка проблем, накопившихся в компании, а зачастую — проблем, которые порождает и транслирует её лидер, коучинг не в силах справиться с ситуацией.
Эффективность
Быть эффективным — это уметь ставить ясные и реалистичные цели, четко руководить процессами и людьми, грамотно распределять время и другие ресурсы. Для этого безусловно необходимы профессиональные навыки, знания, опыт. Но не только.
Когда речь идет о самореализации, достижении высоких целей и получении глубокого удовлетворения, даже самая продвинутая дрессировка по деловой эффективности не поможет. Лидеры неэффективны не потому, что не умеют ставить цели и руководить людьми, а потому, что им мешают внутренние ограничения, которые искажают видение реальности и которых они не осознают.
Бесконечное повышение продуктивности иногда лишь прикрывает внутреннюю неудовлетворенность. Источник
Испытывая внутреннее неудовлетворение, лидеры защищаются убеганием в трудоголизм, ставя перед собой все новые сверхцели. Усиливать эффективность лидера на рабочем месте в такой ситуации — это ложный путь, который только усугубляет его психологические защиты и отдаляет от подлинных чувств и потребностей. Это не просто бесполезно, это опасно — с точки зрения возможности решения жизненно важных человеческих задач.
Где искать решение?
Для того чтобы на самом деле помочь лидеру нащупать персональную стратегию для самореализации, нужен глубокий и системный, ювелирный подход, начинающийся с ревизии его личностной платформы на бессознательном уровне.
Это — задача психотерапии. Её цель — отнюдь не сделать клиента более эффективной и подходящей корпоративной единицей, но — помочь ему найти себя, ответить прежде всего себе на два вопроса: «Кто я?» и «Что мне нужно?». А уже потом на этой платформе выстраивать персональную стратегию развития и самореализации. Причем прежде всего в его жизни и уже во вторую очередь — в разрезе решения его бизнес-задач.И тогда уже можно работать с клиентом над его эффективностью.
По материалам книги «Бизнес и/или любовь»
Обложка поста — unsplash.com