Друзья, сегодня я открываю новую рубрику «Бизнесхак на каждый день». Совсем скоро выйдет книга с одноименным названием, которую я написал в соавторстве с Игорем Манном. Теперь раз в неделю буду делиться бизнесхаками в блоге — советами, которые делают жизнь делового человека лучше, проще и эффективнее. Первый выпуск — про продуктивность: о том, как успевать больше. Вы узнаете, как планировать задачи, не забывать важное, о технике «минных растяжек» и хитрости на пути к цели. Но сначала — немного о том, как родилась идея книги и откуда взялись сотни бизнесхаков.
В МИФе я занимаюсь отбором книг: через меня проходят сотни книг по личному развитию и бизнесу. Многое приходится внедрять, чтобы успевать совмещать спорт, работу, преподавание и другие дела. И я с радостью откликнулся на предложение Игоря написать продолжение успешной и популярной книги, написанной им в соавторстве с Фаридом Каримовым, — было чем поделиться. Ну а сколько читает о бизнесе, маркетинге и личном развитии Игорь Манн — думаю, вы уже знаете, если это не первая его книга, которую вы держите в руках.
Соответственно, мы делали эту книгу не только вдвоем, опираясь на собственные бизнесхаки и идеи. На нашу просьбу поделиться любимыми и самыми полезными бизнесхаками откликнулись авторы МИФа, наши читатели, друзья и коллеги. Мы очень благодарны всем, кто поучаствовал в создании книги. Уверен, что даже если вы уже прочитали немало книг по личной эффективности, продуктивности и бизнесу, все равно сможете найти как минимум несколько (а то и несколько десятков) идей, которые вам помогут в бизнесе и жизни.
Продуктивность, время и мотивация
А теперь, собственно, четыре бизнесхака для тех, кто хочет успевать все и даже чуточку больше. Выбирайте те, что подходят вам, и внедряйте.
От списков к расписанию
Если вы привыкли записывать дела в списки (или в один общий список — в данном случае это не так важно), а встречи — в календарь или ежедневник, попробуйте от этой модели (списки+расписание) перейти к более простой модели — с одним только расписанием.
Я перешел — и отказался от бумажного ежедневника. Все задачи заносятся в Google-календарь (конечно, инструмент можно выбрать и другой) наравне со встречами, на них сразу бюджетируется время. Ведь задача из списка не может быть выполнена мгновенно — на нее так или иначе понадобится время. Так почему бы сразу его не выделить?
В МИФе все пользуются Google-календарем. Это расписание менеджера проектов Ирины Типуновой, — источник.
Как не забывать про важные, но нерегулярные задачи — HassleMe
Вы хотите проводить книжный клуб на работе примерно каждые полтора месяца? В среднем раз в три-четыре дня вам нужно кормить рыбок? Вы хотели бы совершать оздоровительные прогулки в парке хотя бы раз в 8-10 дней? Нужно напоминать подчиненному о задаче с некоторой периодичностью, но не каждый день?
Используйте сервис HassleMe: укажите задачу, периодичность и вашу электронную почту. Сервис будет присылать вам напоминания с заданной периодичностью, отклоняясь от нее в ту или иную сторону (задали три дня — задача будет приходить на почту каждые 2-4 дня).
Минные растяжки
Никогда не полагайтесь только на свою память: удержать в ней все вопросы и задачи невозможно. Продумайте те точки, в которых нужно фиксировать важные напоминания, рабочие вопросы для обсуждения, чек-листы и так далее. Их называют «минными растяжками».
Бытовой пример такой растяжки — записка на двери, в которой указан список вещей для путешествия. Здесь реализован ключевой принцип: «растяжка» должна находиться в том месте, которое вы не пропустите.
Пример из моей рабочей практики: к каждой еженедельной встрече с руководителем готовится список вопросов в Evernote. Любой вопрос, который возникает за неделю, сразу записывается туда (даже если нет времени, можно записать его кратко, чтобы не забыть, и подробно расшифровать чуть позже). Перед началом каждой встречи просматривается одна заметка в Evernote — все вопросы уже в ней, ничего не будет пропущено.
Перед подготовкой к спортивному соревнованию можно положить чек-лист с необходимым инвентарем на паспорт или кошелек — тот предмет, который вы точно не забудете перед выходом из дома.
Если вы часто пишете похожие электронные письма, используйте шаблон и перечислите в нем темы, на которые нужно обратить внимание. Это отличный способ сэкономить время и не забыть о важных вопросах. Некоторые авторы книг по личной эффективности рекомендуют переворачивать зубную щетку, чтобы не забыть о каком-либо важном вопросе утром.
Любопытная история с проверкой связана с группой Van Halen и конфетами M&Ms (No Brown M&M’s: What Van Halen’s Insane Contract Clause Teaches Entrepreneurs). Не ручаюсь, правда это или нет (вероятнее всего, да: на некоторых западных сайтах мне удалось найти даже скриншот с изображением соответствующего пункта в контракте), но ход мыслей, как говорилось в известном анекдоте, мне нравится…
Музыканты придумали гениальную вещь, — источник.
У этой группы в контракте было требование: в гримерной должна стоять чаша с конфетами M&Ms. Казалось бы, ничего неординарного. Но был один небольшой нюанс: в чашке не должно было находиться коричневых конфет, и это указывалось в контракте.
Дело не в том, что музыканты издеваются над организаторами мероприятий и совсем зазнались. Вокалист группы Дэвид Ли Рот объяснял это так: у группы довольно сложное оборудование, требование по его настройке и, соответственно, контракты с огромным количеством нюансов. И если музыканты замечали коричневые конфеты в гримерке, они понимали, что организаторы концерта не читали контракт внимательно и, скорее всего, другие важные мелочи тоже не учтены.
Пройдено или осталось?
Если перед вами стоит количественная цель — совершенные звонки, сделки, количество статей, до середины пути сосредотачивайтесь на том, сколько вы прошли («уже написал 4 статьи из 10 в этом цикле»), а после середины — на том, сколько вам осталось («осталось сделать 4 звонка из 20»).
На большинстве марафонов мира стоят километровые отметки — и во второй половине частенько начинает напрягать количество пройденных километров. На ультрамарафоне Comrades, наоборот, на отметках указано количество оставшихся километров — и после нескольких часов бега видеть таблички вроде «63» не очень весело, зато в конце таблички начинают радовать и, кажется, по-настоящему приносить сил.
Кстати, это можно применять и в маркетинге. Если клиенты набирают баллы или мили — можно до середины необходимого интервала указывать «набранные» баллы, а после середины — оставшиеся до цели.
Еще больше бизнесхаков — в новой книге Игоря Манна и Рената Шагабутдинова «Бизнесхак на каждый день». Не пропускайте самое ценное. Как говорит Игорь Манн: «Берите бизнесхак — и делайте, делайте, делайте». Ведь ничего не может быть важнее поступков. Дерзайте!