Сегодня слово «ментор» очень популярно в бизнес-среде. Многие компании активно внедряют практики менторства для подготовки руководителей и обучения персонала. На тему менторства пишут книги, читают лекции, проводят конференции. Причина этой внезапной «моды на менторов» проста: бизнес стал другим. Теперь на рынке все происходит быстро и безжалостно. Если раньше бизнес-империи строились поколениями, то в наше время многомиллиардные компании вырастают за десяток лет. Так же стремительно происходит и крах. Lehman Brothers, RCA, IBM, Kodak, Nokia — вчера они были лидерами рынка и столпами мировой экономики, а сегодня их имена стали просто строчками в учебниках.
Публикуем отрывок из книги «Найди ментора. Персональная стратегия» Александра Кравцова — наставника по связям, работающего с топ-менеджерами крупного бизнеса и государственными деятелями.
Бумажная книга Электронная книга
Найди ментора. Персональная стратегия
Собрать самолет
Опыт и связи всегда были важны. Раньше вы могли наработать их самостоятельно — постепенно, методом проб и ошибок. Сегодня вы утонете после первого же промаха. Невзирая на прошлые успехи.
Как метко сказал основатель LinkedIn Рид Хоффман, «запустить стартап — это как прыгнуть со скалы и по пути вниз попытаться собрать самолет». На каждый успешный случай приходятся сотни, если не тысячи провалов. Но это только раззадоривает желающих.
Развитие стартап-индустрии привело к тому, что рынок наполнился амбициозными новичками. У них есть оригинальные идеи, но нет знаний, денег и связей для их реализации. Им нужны профессионалы, у которых получилось «собрать самолет по пути вниз». Те, кто расскажет, как это делать, и поможет найти все необходимое.
Поэтому фраза «найди ментора» стала для них советом на все случаи жизни. Нет иного способа добиться успеха в технологическом предпринимательстве — даже если в основе стартапа гениальная идея. Скорее наоборот: чем идея более оригинальная и прорывная, тем сложнее встроить ее в существующие технологические, социальные и деловые процессы.
Подмена понятий и девальвация ценности
Спрос всегда рождает предложение, поэтому менторство сегодня стало стандартным инструментом бизнес-девелопмента для стартап-индустрии. Но возникли две проблемы.
Сложное и многоплановое явление для многих людей в бизнес-сообществе свелось к одному не самому значимому его аспекту.
Вторая, более серьезная проблема заключается в том, что массовое предложение неизбежно приводит к девальвации ценности. В результате большинство тех, кто сегодня называет себя менторами, таковыми не являются. Да, они могут рассказать вам, как устроен самолет. Объяснить, что для того, чтобы его собрать, вам нужно «выйти из зоны комфорта» — то есть прыгнуть со скалы. Возможно, подробно описать, как им самим когда-то удался такой трюк. И убедить вас, что у вас тоже получится. Дать ценные советы или даже продать вам парашют со скидкой — на всякий случай.
Нельзя сказать, что они бесполезны: знания, навыки, опыт, не говоря уже о парашюте, — это важные, подчас критически необходимые слагаемые успеха.
Но к менторству это никакого отношения не имеет.
Ментор — это тот, кто даст вам самолет.
Купить: