Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Концепция «социальных поглаживаний» на Западе и в России
2 июня 781 просмотр

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Зачастую советы зарубежных специалистов по нетворкингу не удается применить в российских условиях. В работе со связями важно учитывать национальную специфику, которая обусловлена географией, историей и экономикой страны. В книге «Русский нетворкинг» Александр Кравцов описывает особенности построения, монетизации социальных связей и управления ими в России. Книга поможет разобраться в теории и практике нетворкинга, понять, как эффективно использовать свои ресурсы для достижения успеха в карьере и бизнесе.

Что такое «социальные поглаживания»

В рамках классического западного нетворкинга сближение существует почти исключительно как составная часть процесса монетизации или извлечения выгоды из контакта. Американец или европеец будут заниматься углублением существующих связей только целенаправленно — если это необходимо для решения конкретной задачи. Во всех других случаях сближение для него происходит само собой — просто потому, что с каким-то человеком он видится и общается чаще, чем с другими.

Западный подход к сближению наглядно демонстрирует концепция «социальных поглаживаний», созданная основоположниками теории трансакционного анализа в психологии Эриком Берном и Клодом Штайнером.

«Поглаживание» в терминологии Берна — минимальная единица взаимодействия, акт социального признания.

Оно может носить формальный либо неформальный характер, варьироваться по силе, быть как положительным, так и отрицательным, условным или безусловным (приветствие, комплимент, извинение, подарок, критическое замечание и т. д.).

С точки зрения разработанной Берном методологии люди постоянно обмениваются такими «поглаживаниями», за счет чего формируют и укрепляют свои взаимоотношения. Для них действует следующее эмпирическое правило: чем чаще происходит такой обмен между людьми, тем больше они воспринимают свои отношения как близкие.

Поэтому между ними должен поддерживаться определенный баланс и некоторый минимум «поглаживаний», без которого отношения начнут охлаждаться.

Если люди видятся каждый день, например на рабочем месте, то для поддержания баланса им будет достаточно обмениваться приветствиями. Однако если один из них уедет в отпуск и вернется через две недели, простого приветствия при встрече для другой стороны будет уже недостаточно: для восстановления баланса первому потребуется сделать дополнительные «поглаживания», например показать фотографии или подарить сувенир.

Соответственно, если владелец нетворка желает с кем-то сблизиться, он должен постепенно смещать точку баланса «поглаживаний», инициируя их чаще и повышая интенсивность и тем самым побуждая другую сторону также их наращивать.

А как в России?

Данная теория разработана на базе отношений, характерных для западной цивилизации, где «близость» — эквивалент частоты контактов. Однако для России это не совсем верно. У нас принадлежность к категории «близкие» не зависит от того, насколько часто люди видятся: в отличие от Запада, где отношения оцениваются с точки зрения текущего момента, в России принято учитывать и весь опыт взаимодействия в прошлом. Поэтому друг детства, с которым человек не виделся десять лет, может оставаться близким, даже если они связываются всего два раза в год, чтобы поздравить друг друга с днем рождения.

Соответственно, в России «социальные поглаживания» сами по себе мало о чем говорят. Для нас гораздо более важный показатель близости — глубина связи, измеряемая масштабом того, что человек готов сделать для другого, не ожидая немедленного возмещения.

Поэтому для сближения и тем более перевода человека в категорию «близкие» формальных знаков внимания недостаточно — необходимо сделать для него что-то значимое. Для этого как минимум нужно иметь представление о его нуждах и потребностях.

Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город

Похожие статьи