Выступления перед камерой, как и на сцене, могут вызывать ряд вопросов, например какая техника нужна или что делать, если оговорился. Принесли полезности для тех, кто проводит или хочет вести прямые эфиры. Советы выбрали из книги «Психология и практика публичных выступлений» от ведущего Первого канала и психолога Сергея Тугушева.
Эфиры как живой диалог
«В прямых эфирах нет права на ошибку», — так обычно думают те, кто их не ведет. Действительно, если интервью записано, потом на монтаже можно убрать что-то неудачное, а при эфире такой возможности нет. Но вести их при правильном настрое намного проще: вы находитесь здесь и сейчас и прямо контактируете с аудиторией. Можно по ходу корректировать тему, вести диалог со зрителями, чувствовать их в моменте. Спикер проживает это время гораздо полнее и может потом идти дальше и вести новые эфиры, вместо того чтобы тратить время на монтаж уже пройденной темы.
Конечно, записные форматы полезны, но для некоторых зрителей именно прямые эфиры ценнее. Это разные жанры со своими преимущества и недостатки. В эфирах, как правило, более оперативная информация, есть возможность интерактива, совсем другая энергетика. И то, что спикеры могут ошибаться, тоже дает определенные преимущества. Этот формат наиболее приближен к реальной жизни, повседневному общению, во время которого мы оговариваемся, ошибаемся, что-то забываем. Но это только придает больше живости и естественности нашей беседе.
Психология и практика публичных выступлений
Как пишет Сергей: «По собственному опыту знаю, что даже при ведении теленовостей в эфире федеральных каналов (в формате, где ошибки, казалось бы, недопустимы), если вы сами не придаете особой важности оговоркам или запинкам, их каким-то чудесным образом почти не замечают и зрители. Вернее, они так же, как и вы, не придают им особого значения».
Как подготовиться к прямому эфиру
Разберем случай, когда вы организовали и сами собираетесь вести эфир, например в одной из соцсетей.
Тема
Она должна находить в вас самих живой отклик. Это то, что волнует вас именно сейчас, вызывает сильные эмоции (положительные или отрицательные). Если тема вам безразлична, то вы не сможете заинтересовать ваших зрителей.
Тему можно разбить на пять разделов. Так легче запоминать, поскольку именно с пятью фрагментами без дополнительных усилий хорошо работает наша оперативная память. Больше — запоминать сложнее. Меньше — сужается простор для драматургии.
Первые минуты
В начале эфира спросите у зрителей, хорошо ли вас видно и слышно; пусть они поставят плюсики в чате. Если этого не сделать, то можно какое-то время проговорить в пустоту, например, из-за технического сбоя. Эта проверка также простой способ с первых минут втянуть зрителей в интерактив. Они станут более вовлечены, начнут активнее давать обратную связь, а вам самим будет интереснее работать с такой аудиторией.
Вопросы
Возвращаться с вопросами к зрителям нужно периодически, но не постоянно. Если вы переборщите, люди устанут и переключатся на что-то другое. За часовой эфир к аудитории оптимально обратиться раза три: в начале (технические и общие вопросы), в середине (что они поняли и какие выводы сделали к данному моменту) и в конце (вопросы из зала). Но, конечно, существует множество других форматов — например, вы изначально анонсировали, что проведете прямой эфир ответов на вопросы или будете брать интервью у интересного человека, поэтому вопросы из зала будут лишь в конце.
Зона максимального развития
Когда вы будете готовиться к прямому эфиру, важно помнить о зоне максимального развития. Что это такое?
Представьте: стоя перед зеркалом и репетируя речь, вы вдруг запнулись или забыли какое-то слово. В этот момент может появиться желание начать сначала, чтобы все прошло идеально. Ни в коем случае не делайте этого. Да, вам очень сложно, но, если вы станете прилагать усилия, чтобы нивелировать возникшее затруднение, в мозге с бешеной скоростью будут формироваться новые нейронные связи. Но это только в случае, когда вы не начинаете заново. Представьте, что идет реальный прямой эфир, вы говорите, затем запнулись, но не остановились, а поправили себя, сказали что-то еще, чтобы сгладить эту ситуацию, и вернулись на траекторию своего повествования.
Сложные моменты дают вам максимальное развитие. Не лишайте себя их, начиная речь с самого начала. Воспринимайте их с радостью и прилагайте усилия, чтобы вновь встать на ноги. Проходя такие моменты, вы значительно повышаете свою вариативность. При реальном прямом эфире у вас появится потрясающая свобода действий.
Упражнение. Вот одно из практик, которая поможет развить в себе эту способность. Возьмите статью из делового журнала, которая не касается вашей профессиональной сферы; пусть это будет даже не смежная сфера, а что-то абсолютно новое. Прочитайте статью вслух и сразу же после этого начните учебный прямой эфир. Включите камеру мобильного телефона и расскажите о том, о чем прочитали. Это будет сложно сначала, но, если вы позволите себе свободу изложения и не станете бояться ошибок, эфир пойдет как по маслу.
После эфира обязательно прочитайте статью еще раз. Обратите внимание на то, что вы передали точно, а что додумали или исказили. Проведите прямой эфир еще раз. Он не обязательно должен быть большим, достаточно 5–10 минут. Такие практики в значительной степени будут развивать вашу когнитивную гибкость, расширять словарный запас и создавать новые логические связи. В этом плане очень хорошо также каждый вечер читать словарь и сверяться, точно ли вы понимаете значение тех или иных слов, а также добавлять в свой лексикон новые.
Образы
При тренировке прямого эфира важно смотреть прямо в объектив, но вместо него представлять одного из ваших зрителей. Лучше, если это будет поддерживающая фигура. Так же можно делать и во время реального прямого эфира, даже если вы сможете видеть зрителей в отдельных окнах.
Во время рассказа представляйте в виде ярких образов то, о чем говорите. Смотрите на это мысленное видео и описывайте его. У ваших зрителей бессознательно тоже будет выстраиваться такая картинка, что повысит убедительность.
Практика «Оптимальное боевое состояние». Хорошо при подготовке использовать эту психологическую практику. За несколько дней до эфира начните визуализировать его и проживать весь спектр возможных эмоций, связанных со стримом. Представьте, что у вас все очень здорово получилось, потом проиграйте провал, затем средний вариант, далее другие вариации. Главное — прочувствуйте и проживите самые разные состояния: и подъем, и фрустрацию, и наполненность, и опустошение, и радость, и злость. Вы будете готовы ко всему.
Технические аспекты работы на камеру
- При ведении эфиров или записи себя на видео лучше использовать отдельную камеру. Хотя они встроены в смартфоны, планшеты и ноутбуки, с отдельной камерой проще взаимодействовать, воспринимать ее как самостоятельный объект. Легче видеть объектив, в центр которого необходимо смотреть, а вместо устройства представлять одного из своих зрителей.
- Камеру разместите перед экраном — так, чтобы она была примерно по его центру. Глядя в объектив, вы сможете отслеживать также реакцию зрителей, и для этого вам не нужно будет отводить взгляд в сторону, как обычно делают ведущие стримов, использующие встроенные камеры. Чтобы камера при этом не заслоняла большую часть экрана, она должна быть небольшого размера. Также нужно установить ее на тонкий штатив.
- Важно, чтобы объектив находился на уровне ваших глаз. Если он будет выше, зрители почувствуют, что вы пытаетесь с ними заискивать, а если ниже — могут увидеть надменность и дополнительные подбородки.
- Чтобы избежать звукового эха, многие спикеры используют отдельный микрофон и наушники. Но у такого решения есть минус: видя их в кадре, зрители невольно начинают чувствовать дистанцию. Они не воспринимают вас как собеседника, сидящего рядом за столом. Микрофон и огромные наушники напоминают, что выступающий где-то далеко. Альтернатива — использовать спикерфон, прекрасное, хотя и недешевое техническое решение. Это устройство объединяет и микрофон, и динамик, но не допускает эха. К тому же спикерфон не виден в кадре. Так зрители наблюдают только вас, без всяких дополнительных устройств. Это позволяет добиться состояния, будто вы общаетесь с глазу на глаз.
- Кстати, в ваших глазах зрители не должны видеть отражения световых приборов. Видеоблогеры советуют использовать кольцевые лампы. Но если вначале такое устройство создавало необычный эффект — яркое сияние вокруг зрачка, то сейчас, когда его использует каждый второй, это вызывает раздражение. К тому же зрители видят ваши технические приспособления, что создает дополнительный барьер.
- Лучший свет — естественный дневной. Поэтому хорошо вести стримы именно днем, расположившись перед окном. Но существует много разных недорогих решений, которые имитируют подобное освещение, например лампы, дающие мягкий свет. Располагайте их так, чтобы они, с одной стороны, не создавали тени на лице, а с другой — чтобы источник света не отражался в зрачке.
- При использовании световых приборов не стесняйтесь применять грим. Хотя бы элементарный. Дело в том, что свет, даже самый мягкий, может создавать на коже блики, будет возникать эффект жирного и покрытого потом лица. Не допускайте этого. Протрите лицо салфеткой и нанесите легкую пудру. Этого вполне достаточно.
- И еще одно хорошее устройство, которое поможет эффективнее записывать видео, — телесуфлер. Раньше он был доступен только большим телеканалам, но сейчас появились неплохие любительские решения: есть телесуфлеры для смартфонов, планшетов, любительских камер. Вы устанавливаете такое устройство на свою камеру и читаете на экране текст, объектив размещается за этим экраном. Благодаря особому эффекту сам текст зрителям не будет виден. С той стороны экрана будут видеть только вас. Но не увлекайтесь именно чтением суфлера: используйте его как вспомогательное устройство, на которое можно вынести план выступления, а все слова произносите от себя.
В книге «Психология и практика публичных выступлений» вы найдете работающие техники, которые позволяют преодолеть страх и неуверенность перед выходом на аудиторию. Они помогут перепрограммировать внутреннего критика и справиться с ограничениями, мешающими развиваться.
Заказать книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город
Обложка статьи: Freepik