Выпустили книгу «Как сказать» — исчерпывающее руководство по развитию коммуникативных навыков. Делимся полезным.
Параязык и метамесседж
Вокальная составляющая речи оценивается отдельно от вербальной и называется параязыком. Это высота звука, резонанс, дикция, темп, громкость и ритм. Через параязык мы непреднамеренно выдаем свое настроение. Что бы мы ни говорили, звук больше скажет о том, кто мы и что чувствуем. Непроизвольно варьируя ритм или высоту, чтобы подчеркнуть что-то, или добавляя специальные вербальные модификаторы, мы посылаем метамесседж. Он добавляет речи еще один уровень смысла, порой противоречащий значению слов или опровергающий его.
«Конечно, ты нам нравишься» — это не то же самое, что «Ты нам нравишься». Акцент на «мы» и добавление «конечно» незаметно меняют смысл, намекая, что «мы» — это не все, что ваше обаяние не настолько действенно, насколько вам хотелось бы. Всего пара слов и смена ритма создают метамесседж.
Элементы параязыка
Высота. Когда связки напряжены, звук становится выше. Радость, страх или гнев заставляют говорить выше. В плохом настроении, при усталости и в полном покое связки расслаблены, голос звучит ниже. Высота звука всегда варьируется и доходит до пиковых значений на фоне сильных эмоций.
Резонанс. Толщина связок и объем грудной клетки определяют, каким будет голос. Мужчина с толстыми связками и большой грудной клеткой говорит басом, а женщина с тонкими связками звонко произносит слова. С практикой вы научитесь контролировать высоту и резонанс голоса, как это делают певцы и ораторы. Густой бас говорит о твердости, уверенности в себе и силе, а тоненький голосок — о незащищенности, слабости, нерешительности.
Дикция. Насколько тщательно вы выговариваете слова? Они смешиваются в кашу или каждая буква звучит отчетливо? В каждой ситуации свои требования. Растягивать слова и глотать звуки допустимо в разговоре с близкими, а на бизнес-встречах от всех ожидают четкости и определенности.
Темп. Темп, или скорость, с которой произносятся слова, отражает настроение и эмоции. В возбужденном состоянии люди говорят быстро, выразительно и настойчиво, но это может нервировать слушателя. Быстрая речь порой свидетельствует о чувстве незащищенности, а медленная создает впечатление лени и безразличия. Но слушателем неспешный темп воспринимается как искренность, вдумчивость и заинтересованность.
Если один собеседник говорит быстро, а другой медленно, ни один не останется удовлетворен беседой. Первого раздражают длинные паузы, он часто порывается закончить предложение сам, а второй не успевает мыслями за первым, и в какой-то момент ему становится неинтересно.
Громкость. Громкий голос ассоциируется с энтузиазмом и уверенностью, но может быть воспринят и как агрессия, завышенное самомнение или преувеличенная уверенность в важности сообщения. Руководитель может повысить голос на подчиненного, желая показать, кто здесь главный и уполномочен давать распоряжения. Тихий голос как будто просит: «Не нападай, я знаю свое место, я беззащитен перед тобой». В повседневной жизни тихий голос считается признаком надежности, заботы и понимания, а также неуверенности и ощущения себя или своего сообщения незначительным.
В то же время шепот — крайнее проявление тихой речи — всегда подчеркивает важность коммуникации. Шепотом говорят то, что предназначено исключительно для собеседника. Но еще голос понижают до шепота от грусти, страха или благоговения.
Ритм. Ритм задает акцент на словах в предложении. В вопросе «Который час?» обычно акцент делается на слове «час». Если его поставить на слово «который», ритм собьется. В любой речи, как в песне, свой ритм. В младенчестве, еще не умея говорить, мы подражаем звукам. Позже, узнавая слова, мы произносим их с уже заученным ритмом и настолько привыкаем к нему, что используем бессознательно. Однако он не теряет своей значимости. Акцентируя разные слова в предложении, вы можете менять его смысл («Счастлив ли я?» и «Счастлив ли я?»).
Метамесседж
У многих утверждений два смысловых уровня: информация, передаваемая последовательностью слов, и метамесседж — чувства и отношение говорящего к предмету. Метамесседж считывается по ритму, высоте и вербальным модификаторам.
Рассмотрим фразу «Ты сегодня опоздал». Если интонационно подчеркнуть «опоздал», получится удивление. Оно может подразумевать интерес к причинам ситуации. Акцент на слове «ты» говорит о раздражении. Метамесседж часто становится причиной межличностных конфликтов, когда с виду разумное и прямое высказывание между строк содержит обвинения и враждебность.
Например, обычная фраза «Я пытаюсь помочь». Если вставить сюда «всего лишь» и акцентировать, метамесседж изменится. В «Я всего лишь пытаюсь помочь» слышна обида, теперь это нападение. Трудно защищаться от гнева и неодобрения, выраженных в негативном метамесседже. Поскольку обвинения неявные, не совсем понятно, почему они обидные.
Можно научиться распознавать свои метамесседжи и анализировать чужие негативные. Для этого надо понимать конструкцию метамесседжа. И в первую очередь здесь нужно обратить внимание на ритм и высоту.
Ритм и высота в метамесседже
Предложение, в котором ни одно слово не акцентировано, не содержит метамесседжа. Делая ударение на отдельных словах, говорящий демонстрирует свой эмоциональный настрой. Для примера рассмотрим фразу «одну минуту». Без акцента это обычная просьба подождать, а акцент на «одну» или «минуту» означает раздражение и нетерпение соответственно.
Теперь возьмем фразу «Я с тобой домой не пойду». Здесь возможно много вариантов. «Я с тобой домой не пойду» несет метамесседж «может, кто-то, но точно не я». Акцент на «домой» означает «пойду с тобой куда-нибудь, но не домой». Если акцент на «с тобой», то это «с кем-то другим, но не с тобой». Смысл меняется вместе с акцентом.
Многие комплименты содержат метамесседжи. Например, значение фразы «Ты милый» зависит от акцента. «Ты» высоким тоном — удивление, граничащее с недоверием: «Ты милый, это очень неожиданно». Акцент на «милый» — явное выражение симпатии. Если акцентированы оба слова и на втором тон понижается, получается едкий, саркастический метамесседж.
Некоторые метамесседжи служат предупреждениями. Например, «по моему мнению». Акцент на «мнению» намекает, что можно и не согласиться. Акцентируя «моему», человек подразумевает: «Слушай и не противоречь».
Скрытые нападки
Смысл метамесседжа в том, чтобы донести до собеседника то, что не решаешься сказать прямо. Поскольку нападки скрытые, вероятность открытого сопротивления мала.
Вот что нужно делать, получив метамесседж с претензией.
1. Мысленно воспроизведите фразу, прислушайтесь к ритму и высоте, найдите модификаторы.
2. Скажите вслух то, что поняли из метамесседжа, и уточните, это ли собеседник подразумевал.
Второй пункт очень важен. Если не проверить свою версию, вы так и будете теряться в догадках и вести себя, как будто правильно поняли метамесседж, не зная наверняка. К тому же такое уточнение — хороший урок для любителей изъясняться метамесседжами. Если регулярно переспрашивать, человек начнет говорить с вами прямо, проговаривая все мысли и чувства.
Купить книгу: МИФ / WB / Ozon / Читай-город