Люди любят спрашивать: «Какого размера ваша компания?». Чем больше цифра, тем более впечатляющим, профессиональным и могущественным вы кажетесь. «О, здорово!» — скажут они, если в вашей компании более 100 сотрудников. Если вы маленькие, то вас ждет: «О… это здорово». Первая фраза произносится как комплимент, вторая — просто из вежливости. Почему так происходит? Связан ли размер бизнеса с его успехом? Нашли неожиданный ответ в книге «Rework. Бизнес без предрассудков».
Правильный размер
Почему целью всегда является доминирование? В чем привлекательность всего большого, кроме эго? (Вам следует поискать другой ответ помимо «экономии за счет эффекта масштаба».)
Что плохого в том, чтобы найти «подходящий размер» и оставаться в нем?
Разве кому-нибудь приходит в голову сказать о Гарварде или Оксфорде: «Если бы только они начали расширяться, наняли еще несколько тысяч профессоров, а вдобавок открыли другие кампусы по всему миру… вот тогда это были бы великие школы»? Конечно же, нет. Ценность этих учебных заведений мы измеряем по-другому.
Почему же оценка бизнесов должна быть иной? Может быть, для вашей компании правильным размером будет пять человек. Или 40. Или 200. А может быть, только вы и ваш компьютер. Не нужно делать предположений о том, какого размера ваша компания должна стать по прошествии некоторого времени.
Растите медленно и следите за своими ощущениями — преждевременный наем сотрудников для многих компаний равносилен смерти.
Также избегайте слишком быстрых рывков в развитии — они могут быть причиной того, что вы пропустите «подходящий размер».
Главное — стабильность и прибыльность
Маленький — это не просто промежуточный этап. Маленький — это прекрасный пункт назначения сам по себе. Вы когда-нибудь замечали, что в то время как маленькие бизнесы желают стать больше, крупные бизнесы мечтают о том, чтобы быть более гибкими и подвижными? Нет единственно верного пути. И помните о том, что, однажды став большими, затем будет очень трудно сокращаться без увольнения людей, снижения драйва и полной смены принципов ведения бизнеса. Ускорение роста не должно быть вашей целью.
Это касается не только числа ваших сотрудников. Это также верно и для затрат: арендной платы, IT-инфраструктуры, мебели и т. д. Рост не происходит сам по себе — вы принимаете решение. Позволяя бизнесу расти, вы усиливаете и свою головную боль. Увеличив размер затрат, вы будете вынуждены строить сложный бизнес, управление которым гораздо труднее и чревато сильным стрессом.
Не стоит стесняться своего желания быть хозяином малого бизнеса. Любой, кто управляет стабильным и прибыльным бизнесом, неважно большой он или маленький, может гордиться собой.
Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город