Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
Как сделать речь ясной и донести идеи до слушателей? 10 правил от чемпиона мира по дебатам
23 октября 2023 1 310 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

В публичных выступлениях, переговорах и спорах важно не только высказать свои идеи, но и донести их до второй стороны. Но как это сделать? Бо Со, двукратный чемпион мира по дебатам, дает подсказки в книге «Как убедить тех, кого хочется прибить».

Правило № 1. Избегать абстрактных слов


Как убедить тех, кого хочется прибить

Никогда не заменяйте слово общей категорией, к которой оно принадлежит, и не используйте абстрактных слов, если можно взять более конкретные. У вас может возникнуть искушение сделать это, чтобы аргументы казались более широко применимыми и важными. Но фактический эффект заключается в том, что людям становится намного труднее отслеживать твою точку зрения.

Плохо: «Наши образовательные институты чахнут без финансовых вливаний».

Лучше: «Наши школы и колледжи недостаточно финансируются».

Правило № 2. Избегать запутывающих слушателя метафор

Относитесь к метафорам как к очень острой специи: максимально осторожно используйте и старайтесь как можно меньше смешивать их. И не забывайте, что некоторые расхожие фразы, по сути, давно стали метафорами, например «отделять зерна от плевел».

Плохо: «Несправедливость царит повсюду, пронизывая воздух, которым мы дышим».

Лучше: Несправедливость царит повсюду, делая нас всех ее потенциальными жертвами.

Правило № 3. Избегать излишних уточнений

Уточнения, исключения и контраргументы подождут, пока не будет изложена главная мысль речи. В стремлении к безупречности мы часто проваливаем базовую задачу — донести до слушателей свой месседж.

Плохо: «Право на жизнь, несмотря на сложность определения данного термина, — одно из важнейших прав человека».

Лучше: «Право на жизнь имеет безусловно первостепенное значение».

Правило № 4. Не растекаться мыслью по древу

Начинайте с заключения по своему аргументу и для его доказательства говорите как можно меньше. Тогда вы будете знать, куда движется ваша аргументация и не сошли ли вы с нужного курса.

Плохо: «Вроде предложение рентабельно, но меня беспокоят риски, связанные с пиаром… и потому я склонен высказаться против».

Лучше: «Мы не должны принимать это предложение. Вот к чему это может привести…»

Правило № 5. Избегать бессмысленных повторений

Не повторяйте месседж, если не уверены, что это поможет вам достичь своей цели. В целом разные варианты одного утверждения только разбавляют главную идею и, если ваш слушатель не готов услышать ее в такой форме, действуют на него подавляюще. Полезное эмпирическое правило: двигайтесь дальше, если на 80% довольны тем, как донесли свой посыл.

Плохо: «Детям не нравится в новой школе. Их недовольство очевидно. Эта школа им вообще не подходит. Они говорят, что она ужасна».

Лучше: «Дети явно недовольны своей новой школой. Нам нужно что-то с этим делать».

Правило № 6. Избегать излишней эмоциональности

Убедитесь, что тон и накал ваших слов соответствуют тому, что вы пытаетесь сказать. Иначе все превращается в представление, в котором эмоции идут вразрез с реальностью. Самые очевидные формы — преувеличение и эвфемизмы.

Плохо: «Это просто катастрофа!»

Лучше: «Это доставило мне неудобства».

Плохо: «Это было непоправимой ошибкой».

Лучше: «Наша ошибка стоила людям рабочих мест».

Правило № 7. Избегать инсинуаций

Не подразумевайте в своей речи вывода, который на самом деле не собираетесь отстаивать. Один из самых распространенных приемов — «собачий свисток», использование закодированного языка для намека на позицию, от которой можно позже отказаться. Другой пример — использование риторического вопроса вместо аргумента.

Плохо: «Я намерен защитить наш образ жизни».

Лучше: «Я верю в сокращение миграции и пользу ассимиляции».

Плохо: «Что же наше правительство скрывает от нас о высадке человека на Луну?»

Лучше: «Высадка человека на Луну была обманом».

Правило № 8. Описать свой путь

Помимо объяснения того, во что вы верите почему, расскажите о том, как вы пришил к этой вере. Слушателей часто пугает перспектива изменения своих взглядов. Они хотят знать, откуда и как спикер пришел к этому; это позволяет им больше доверять ему и даже отождествлять себя с ним как с индивидом.

Плохо: «Обязательное вынесение приговора — серьезная несправедливость».

Лучше: «Я пришел к идее о несправедливости обязательного приговора через следующий опыт…»

Правило № 9. Назвать заинтересованные стороны

Польза и вред редко замыкаются сами на себе. Они обычно полезны и вредны еще для кого-то. Расскажите аудитории об этом человеке и о том, почему его интересы заслуживают внимания.

Плохо: «Запрет алкоголя приведет к созданию черного рынка».

Лучше: «Запрет алкоголя стимулирует преступников к созданию нелегального рынка, процветающего за счет алкозависимых взрослых и несовершеннолетних».

Правило № 10. Найти свою фразу для аплодисментов

Жестких правил тут не существует, но обычно такие фразы бывают короткими, максимально полно выражают главную мысль, не содержат лишних слов, оригинальны и даже идеалистичны.

Плохо: «Хороший гражданин не выдвигает бесконечные требования. Он ищет, как ему внести вклад в общее дело».

Лучше: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя; спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

По материалам книги «Как убедить тех, кого хочется прибить»

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи