В публичных выступлениях, переговорах и спорах важно не только высказать свои идеи, но и донести их до второй стороны. Но как это сделать? Бо Со, двукратный чемпион мира по дебатам, дает подсказки в книге «Как убедить тех, кого хочется прибить».
Правило № 1. Избегать абстрактных слов
Как убедить тех, кого хочется прибить
Никогда не заменяйте слово общей категорией, к которой оно принадлежит, и не используйте абстрактных слов, если можно взять более конкретные. У вас может возникнуть искушение сделать это, чтобы аргументы казались более широко применимыми и важными. Но фактический эффект заключается в том, что людям становится намного труднее отслеживать твою точку зрения.
Плохо: «Наши образовательные институты чахнут без финансовых вливаний».
Лучше: «Наши школы и колледжи недостаточно финансируются».
Правило № 2. Избегать запутывающих слушателя метафор
Относитесь к метафорам как к очень острой специи: максимально осторожно используйте и старайтесь как можно меньше смешивать их. И не забывайте, что некоторые расхожие фразы, по сути, давно стали метафорами, например «отделять зерна от плевел».
Плохо: «Несправедливость царит повсюду, пронизывая воздух, которым мы дышим».
Лучше: Несправедливость царит повсюду, делая нас всех ее потенциальными жертвами.
Правило № 3. Избегать излишних уточнений
Уточнения, исключения и контраргументы подождут, пока не будет изложена главная мысль речи. В стремлении к безупречности мы часто проваливаем базовую задачу — донести до слушателей свой месседж.
Плохо: «Право на жизнь, несмотря на сложность определения данного термина, — одно из важнейших прав человека».
Лучше: «Право на жизнь имеет безусловно первостепенное значение».
Правило № 4. Не растекаться мыслью по древу
Начинайте с заключения по своему аргументу и для его доказательства говорите как можно меньше. Тогда вы будете знать, куда движется ваша аргументация и не сошли ли вы с нужного курса.
Плохо: «Вроде предложение рентабельно, но меня беспокоят риски, связанные с пиаром… и потому я склонен высказаться против».
Лучше: «Мы не должны принимать это предложение. Вот к чему это может привести…»
Правило № 5. Избегать бессмысленных повторений
Не повторяйте месседж, если не уверены, что это поможет вам достичь своей цели. В целом разные варианты одного утверждения только разбавляют главную идею и, если ваш слушатель не готов услышать ее в такой форме, действуют на него подавляюще. Полезное эмпирическое правило: двигайтесь дальше, если на 80% довольны тем, как донесли свой посыл.
Плохо: «Детям не нравится в новой школе. Их недовольство очевидно. Эта школа им вообще не подходит. Они говорят, что она ужасна».
Лучше: «Дети явно недовольны своей новой школой. Нам нужно что-то с этим делать».
Правило № 6. Избегать излишней эмоциональности
Убедитесь, что тон и накал ваших слов соответствуют тому, что вы пытаетесь сказать. Иначе все превращается в представление, в котором эмоции идут вразрез с реальностью. Самые очевидные формы — преувеличение и эвфемизмы.
Плохо: «Это просто катастрофа!»
Лучше: «Это доставило мне неудобства».
Плохо: «Это было непоправимой ошибкой».
Лучше: «Наша ошибка стоила людям рабочих мест».
Правило № 7. Избегать инсинуаций
Не подразумевайте в своей речи вывода, который на самом деле не собираетесь отстаивать. Один из самых распространенных приемов — «собачий свисток», использование закодированного языка для намека на позицию, от которой можно позже отказаться. Другой пример — использование риторического вопроса вместо аргумента.
Плохо: «Я намерен защитить наш образ жизни».
Лучше: «Я верю в сокращение миграции и пользу ассимиляции».
Плохо: «Что же наше правительство скрывает от нас о высадке человека на Луну?»
Лучше: «Высадка человека на Луну была обманом».
Правило № 8. Описать свой путь
Помимо объяснения того, во что вы верите почему, расскажите о том, как вы пришил к этой вере. Слушателей часто пугает перспектива изменения своих взглядов. Они хотят знать, откуда и как спикер пришел к этому; это позволяет им больше доверять ему и даже отождествлять себя с ним как с индивидом.
Плохо: «Обязательное вынесение приговора — серьезная несправедливость».
Лучше: «Я пришел к идее о несправедливости обязательного приговора через следующий опыт…»
Правило № 9. Назвать заинтересованные стороны
Польза и вред редко замыкаются сами на себе. Они обычно полезны и вредны еще для кого-то. Расскажите аудитории об этом человеке и о том, почему его интересы заслуживают внимания.
Плохо: «Запрет алкоголя приведет к созданию черного рынка».
Лучше: «Запрет алкоголя стимулирует преступников к созданию нелегального рынка, процветающего за счет алкозависимых взрослых и несовершеннолетних».
Правило № 10. Найти свою фразу для аплодисментов
Жестких правил тут не существует, но обычно такие фразы бывают короткими, максимально полно выражают главную мысль, не содержат лишних слов, оригинальны и даже идеалистичны.
Плохо: «Хороший гражданин не выдвигает бесконечные требования. Он ищет, как ему внести вклад в общее дело».
Лучше: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя; спроси, что ты можешь сделать для своей страны».
По материалам книги «Как убедить тех, кого хочется прибить»
Обложка поста — freepik.com