Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Тень команды. Как улучшить результаты бизнеса через работу с бессознательным
22 марта 2023 3 748 просмотров

Ольга Зуева, executive-коуч, супервизор, фасилитатор
Ольга Зуева, executive-коуч, супервизор, фасилитатор

В серии статей Ольга Зуева — executive-коуч, супервизор, фасилитатор, ведущая сессий организационного и стратегического развития консалтинговой компании «Земля Стратега» — говорит о феномене Тени в бизнесе. О том, как на первых лиц и их команды влияет то, чего они не признают, что замалчивают и вытесняют.

Что такое Тень команды?

Я не видела ни одной команды, которая не хотела бы быть эффективнее, сплоченнее, «экологичнее». Обычно такие задачи решаются с точки зрения целей, процессов, квалификации, навыков. Я же хочу обратить внимание на то, что всем видимым управляет невидимое — Тень команды.

Тень команды объединяет все качества, которые команда вытесняет, замалчивает, не признает. Она аккумулирует в себе ресурс, поэтому работать с ней просто необходимо. Чтобы взращивать силу и вовремя «подстилать соломку», важно видеть все стороны команды — и сильные, и слабые, и ясные, и те, что не имеют четких очертаний.

Другое определение Тени команды мы сформулировали с моим коллегой Александром Савкиным: Тень команды — то, что существует, но вытеснено, то, что неприемлемо в команде и вытесняется в индивидуальное бессознательное.


Больше о Тени вы можете прочитать в книге Александра Савкина и Юлии Тертышной «Тень как ресурс»



Тень как ресурс

Зачем с ней работать?

Часто мы маркируем происходящее как судьбу, особенность ситуации, стечение обстоятельств, отсутствие правильных людей. И таким образом снимаем с себя ответственность. Но там, куда, как нам кажется, зона нашего влияния не распространяется, скрывается огромный ресурс.

Работать с Тенью команды нужно, чтобы прекратить тратить силы, время, эмоции на замалчивание и запрятывание проблем. Тогда вы сможете усилить команду за счет нового отношения к людям и процессам, за счет перестройки процедур и переформулирования целей и видения бизнеса, за счет привлечения в команду правильных людей — и в целом оздоровите отношения внутри коллектива.

Я исследую тему Тени руководителя и команды уже почти 10 лет. За моими плечами десятки команд и тысячи часов индивидуальной работы, в которой я помогаю своим клиентам достигать целей — в том числе через работу с Тенью. Понятие Тени может показаться абстрактным и даже мистическим. Но на самом деле это не так. Кейс иллюстрирует, что такое Тень команды на самом деле.

Кейс: можно не заметить слона в офисе, если этот слон в Тени

Меня пригласила команда, работающая в финансовом секторе. В компании 400+ человек, в топ-руководстве — генеральный директор, 3 его советника и 32 руководителя департаментов и управлений.

Запрос заказчика: помочь повысить скорость принятия решений и договороспособность между директорами для того, чтобы в ближайшие 2 года реализовать стратегические цели по количеству уникальных по форме и сумме сделок.

Один из руководителей поделился: «Понимаете, чтобы о чем-то договориться и начать действовать, я должен обратиться к советнику, советник — к генеральному. Генеральный принимает решение и идет к другому советнику, и только тогда тот дает отмашку мне. Понимаете, 32 человека действуют через „узкое горло“ — нашего генерального».

Какое-то время я исследовала среду, общалась с разными членами команды, наблюдала за рабочими процессами и поняла, что проблема «узкого горла» — не единственная в компании. Все это время в комнате был огромный «Теневой слон», которого никто не замечал.

Однажды я принимала участие в одном из совещаний, где руководство решало судьбу важного проекта. Обсуждение явно не шло. Напряжение в конференц-зале было таким сильным, что едва не лопались стаканы на столе. Удивительно, но на лицах участников — интеллигентных, вежливых, спокойных людей — не дрогнул ни один мускул.


Чувствовалось, что люди бурлят внутри, но никак не показывают этого внешне. — Источник

Тогда-то я увидела «слона»: напряжение, раздражение и агрессию, которые годами копились внутри команды, не имея выхода. Условно негативные эмоции были в компании под запретом, а разрешать конфликты все пытались с помощью регламентов, которых было более ста.

Отсюда и проблема «узкого горла» — люди просто не могли собраться и высказать, что кому не нравится и вместе найти решение. В Тень команды ушли прямая честная коммуникация, неразрешенные конфликты, подавленная злость и недовольство.

Этапы работы. Я поделилась своими наблюдениями и мыслями про «Теневого слона» и предложила участникам сформулировать задачи для работы. Это стало началом изменений: команда начала брать на себя ответственность за результат и перемены во взаимодействии.

Какое-то время я помогала сотрудникам замечать сбои в процессах. Далее мы внедряли привычку тут же вслух проговаривать это своим коллегам. Кажется, это очень просто: заметил сбой — сообщил о нем. Но не для людей, которые годами обходили этот шаг из вежливости или страха, пряча простую фразу «вот это не работает, давай починим» в обтекаемые формы.

«Я наконец-то понял, что можно сообщать коллегам о завалах в процессах так, чтобы не вызвать негатива. Я не говорю „Слушай, ты тут накосячил, ничего не работает“. Я говорю „Послушай, в этой части работы какая-то ошибка, давай вместе посмотрим и разберемся, в чем дело“. Кажется, разница небольшая, но она есть!», — поделился со мной один из членов команды.

Когда хождение обратной связи по процессам пошло легче, мы перешли ко второй части работы: разрешению конфликтов. Я сказала: «Коллеги, конфликтовать — это нормально. Но конфликты важно уметь решать. Я вижу, что ваши регламенты не работают. Давайте вместе подумаем, чем вы можете с этим сделать». Они активно включились в мозговой штурм и в итоге создали группу по улучшениям, которая стала центром качественных изменений. Через 6 месяцев работы этой группы каждый хотел стать ее членом. Сотрудники обсуждали сбои в процессах, проблемы, вместе искали пути решений. Случилось чудо — они научились разговаривать о сложностях.

Я видела, что работа идет хорошо — команда директоров департаментов быстро двигалась к улучшениям, но оставалась еще одна проблема. В то время, как одна часть компании переживала позитивные изменения, училась общаться и решать конфликты, в другой части напряжение только нарастало.

Я хорошо помню сессию, на которой произошел конфликт между двумя директорами департаментов. Это была настоящая битва, я стояла посередине с разведенными руками, выдерживая расстояние между ними. Другие участники внимательно и очень тихо наблюдали. Я задавала вопросы, помогая конфликтующим найти решение. После грозы всегда становится очень тихо. После этого конфликта было так же — напряжение достигло пика и исчезло. Надо ли говорить, что обе стороны сражались за один результат — наилучшее решение для общей задачи?

С этого момента люди в компании заговорили. Команда реализовала все намеченные цели. Совещания стали более продуктивными: коллеги спорили, свободно высказывали мнение в корректной форме, приводили аргументы и в итоге приходили к общему решению.

Это лишь один из многочисленных примеров проявления Тени команды. Но, как вы смогли заметить, влияние ее огромно. В следующих статьях я продолжу раскрывать тему Тени в бизнесе.

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи