Бизнесхак
Стратегия процветания, эго-система и примеры Amazon, Google, Apple и Tesla
15 ноября 328 просмотров
Бизнесхак
Стратегия процветания, эго-система и примеры Amazon, Google, Apple и Tesla
15 ноября 328 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

При традиционной конкуренции соперники сражаются за один и тот же приз. Поэтому сразу видно, кто победил, а кто проиграл. Совершил подрыв рынка — считай стал лидером. Не сделался «быстрее, выше, сильнее» — увы.

Сегодня борьба за успех разворачивается в разных плоскостях: автодилеры соперничают с шерингом; телевидение — со стриминговыми каналами. А подрыв экосистемы влияет на конкуренцию сразу во многих отраслях, стирая границы и переворачивая структуры с ног на голову.



Стратегия процветания

В экосистемах главная задача — согласовать деятельность основных партнеров. Но их представления о том, кто и что должен делать, могут значительно отличаться от ваших. А успех теперь заключается не просто в выигрыше: необходимо еще и убедиться, что вы побеждаете в нужной игре.

Книга «Стратегия процветания» предлагает иной способ мышления и открывает новые инструменты и горизонты. Правила конкуренции изменились. Готовы ли вы к ним?

Победа не в той игре

Kodak любят приводить как пример некомпетентности перед лицом перемен. «Нам лучше приготовиться к будущему, а то закончим как Kodak!» — мотивируем мы свои команды. На самом деле Kodak все делал правильно. Но есть одно «но» — делал по старым правилам.

Подлинный урок Kodak звучит так: величайшая опасность — сделать всё ради победы, а потом понять, что победили вы не в той игре.

Вот так выглядит победа не в той игре: компания достигла своей цели и стала значительным игроком на рынке цифровой печати. Но затем рухнул сам рынок цифровой печати, потому что цифровизация повлияла не только на то, как фотографии делают и печатают, но и на то, как их потребляют.

Соответственно, главный вопрос, который требовалось поставить перед менеджерами, не «Как быстрее провести трансформацию?», а «Как убедиться, что трансформация — именно та, что нужна?»

Как бороться с гигантами

Представьте, что вы — Нирадж Ша и вы наконец-то сумели превратить Wayfair в лидера интернет-продаж домашней мебели. Но одним апрельским утром вы просыпаетесь и видите заявление гиганта Amazon: их приоритетным направлением станет мебельный рынок.

Успех привлекает внимание. Внимание привлекает конкурентов.

Капитализация Wayfair составляла 15 млрд долларов, а капитализация Amazon приближалась к 1 трлн. Любая попытка конкурировать лоб в лоб привела бы к катастрофе. Что делать? Стратегия — в поиске успешного и и прибыльного сосуществования с ним.


Улучшенная ценностная архитектура Wayfair

Защита Wayfair заключалась в использовании уникального онлайн-магазина мебели, чтобы создать особое предложение. Одно и то же кресло можно было «поставить» — буквально щелчком мышки — в гостиной, на веранде или в спальне. Другая технология давала покупателям возможность фотографировать обстановку в своем доме и загружать на сайт, после чего Wayfair предлагала им подходящие товары.

Экосистема и эго-система

Ребенок интерпретирует происходящее вокруг относительно своего «я» и своих желаний: его мир вращается вокруг него. Мы переживаем глубокую перемену, когда осознаем: наше присутствие не обязательно означает, что мы находимся в центре внимания. Это верно и для экосистем.

Как назвать экосистему, если вы всегда считаете свою организацию центральным действующим лицом? Эго-системой. Так появляются ярлыки вроде «экосистема Apple», «экосистема Google», «экосистема Вставьте Свое Имя».

Считая по умолчанию, что экосистема строится вокруг их фирмы, корпоративные лидеры попадают в ловушку эго-системы. Они искренне убеждены, что они здесь главные, и даже не задумываются, что партнеры могут думать точно так же.

В успешно согласованной экосистеме все участники — и лидер, и последователи — выигрывают, когда реализуется ценностное предложение. Напротив, пытающиеся стать лидерами фирмы, которым не удается скоординировать и согласовать партнеров, проигрывают. Да, вот так просто.

Стратегическая зрелость — умение и результативно вести за собой других, и процветать в рамках экосистемы, которую возглавляет кто-то другой.

Язык для понимания

Инструменты и методы, изложенные в книге, предоставят вам язык для понимания и формулирования стратегии в условиях экосистемы. Они являются результатом десятилетних исследовательских и практических усилий; они проверены и подтверждены работой со множеством клиентов — от стартапов до фирм из списка Fortune 100, некоммерческих и государственных организаций.

Автор книги Рон Аднер — один из самых сильных стратегических мыслителей XXI века. Более 10 лет он работал научным сотрудником AkzoNobel по стратегическому менеджменту в INSEAD, а сейчас преподает стратегию и предпринимательство в Дартмутском колледже и консультирует компании по всему миру.

Читайте:

— Как сохранить конкурентоспособность, когда рушатся границы отраслей

— Как происходит защита экосистемы

— Как правильно выбрать время для подрыва экосистемы

— Как не попасть в ловушку эго-системы

— Как быть лидером в новых условиях

…более 300 страниц с надежными концепциями, которые помогут в новой реальности.

Тектонические сдвиги в бизнесе похожи на природные катаклизмы. Землетрясения не нападают на людей намеренно — они просто происходят. Так же и компании, начинавшие свое путешествие как партнеры и союзники, могут наносить сопутствующий случайный урон, если совершают подрыв экосистемы. Как играть в этих условиях и как побеждать — расскажет эта книга.

По материалам книги «Стратегия процветания».
Обложка статьи: unsplash.com

P.S. Хотите каждую неделю получать полезные советы из самых интересных книг по бизнесу и маркетингу, узнавать о новинках и получать скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи