Отличный дизайн способен свернуть горы и захватить огромную долю рынка. К сожалению, подавляющее большинство людей не понимает важности дизайна. Они не осознают, насколько привлекателен хороший дизайн и как раздражают пользователей малейшие «проколы» в нем. Сегодня акцент на дизайне — вопрос стратегической важности. Мир захватывает робототехника и алгоритмы, и выделиться из толпы становится все сложнее.
Разбираемся в нюансах дизайна вместе с книгой Тома Питерса «Стратегия совершенства».
Стратегия совершенства
«Извини, дух Стива»
Вместо вступления — небольшой рассказ автора.
Я вышел из магазина техники (мой iPhone, как обычно, лежал у меня в кармане), и тут разверзлись хляби небесные. В момент я промок до нитки. Карман не защитил мой смартфон. iPhone «умер». Вернуть его к жизни оказалось не под силу ни одним известным человеку или интернету способом. Крутой, функциональный iPhone вышел из строя из-за какого-то дождя! Вывод: это плохой дизайн. (Извини, дух Стива.)
Больше я на эти грабли не наступлю. Теперь, когда на горизонте появляется хотя бы облачко, я надежно пакую смартфон в «Зиплок». Мои «Зиплоки» не только функциональные, но и красивые. Когда вы их закрываете, раздается щелчок, который ни с чем не перепутать. Он говорит, что вы все сделали правильно. Это просто кайф! Можно не сомневаться, что теперь ни одна дождевая капля не покусится на iPhone стоимостью несколько сотен долларов. К чему вообще я все это рассказываю? Элементарно!
Когда 10 августа 2011 года рыночная капитализация Apple превысила аналогичный показатель нефтяного гиганта Exxon Mobil, вопрос об «эффективности дизайна» уже стал неактуальным. Теперь дизайн не могли игнорировать в компании любого размера и сферы деятельности.
Стив и Джони часами могли обсуждать углы.
Забота и внимание к деталям
Дизайн = забота.
Дизайн = элегантность.
Дизайн = лучшее из человеческих достижений.
Дизайн = вклад в человеческую культуру.
Дизайн = уважение.
Дизайн = вдумчивость.
Дизайн = не допускать халтуры.
Однако давайте двигаться дальше. Перечитаем важные слова в приведенных цитатах: забота, элегантность, лучшее из человеческих достижений, вклад в человеческую культуру, уважение, вдумчивость, не допускать халтуры. Выше планку!
В вашей компании (неважно, один в ней сотрудник или сто один) вы относитесь с вниманием к любому взаимодействию с клиентами? От маркетингового выступления до презентации в сети? От электронного письма следующему клиенту до поддержки логистических систем, чтобы продукты поставлялись клиентам вовремя?
Красный восклицательный знак. Фрагмент из книги
Том Питерс: «У меня с коллегами два года ушло на обсуждения и презентации, чтобы принять наконец логотип компании Tom Peters Company. И что стало итогом этих двухлетних усилий? Наш логотип — это красный восклицательный знак. Всё! И мы не придумали бы лучше, даже если бы пыхтели еще 25 лет.
Каждый день во всем, что я делаю я стремлюсь именно к этому — быть…
Красным.
Восклицательным.
Знаком.
Бросать вызов.
Побуждать.
Оказывать хотя бы малейшее влияние»
Атмосфера
Представьте, что ваша мечта — открыть ресторан. Вы пишете бизнес-план и вкладываете все деньги. Вы должны оставаться в рамках бизнес-плана и бюджета. Но чтобы ваша мечта исполнилась, даже если вы заполучили самого лучшего шеф-повара на свете, с первого дня в вашем ресторане должно быть что-то особенное, атмосферное. Иначе ваш ресторан ждет тоскливое, вялотекущее существование или полный провал. Это же справедливо и для создания нового обучающего курса или рекламной кампании.
Диктат эстетики
Со своим тщательно подобранным сочетанием цветов и текстур, ароматов и музыки Starbucks лучше отражает нашу эпоху, чем iMac. Starbucks стал символом эпохи эстетики так же, как McDonald’s был символом эпохи удобства, а Ford — эпохи массового производства. Идеальная история успеха, пример… диктата эстетики.
«Каждое кафе сети Starbucks тщательно выверено с точки зрения дизайна, чтобы усилить все, что клиенты видят, слышат, ощущают на вкус или запах. Все органы чувств должны подавать сигналы о высочайшем качестве. Произведения искусства, музыка, ароматы, текстура поверхности — все посылает тот же самый сигнал на уровне подсознания, что и вкус кофе», — пишет CEO Starbucks Говард Шульц.
Третье измерение
Но в какой-то момент в Starbucks эффективность стала перевешивать романтику. И Starbucks чуть не потеряла душу. Добавьте слова «романтика» и «история любви» в свой блокнот, куда вы записываете мысли о дизайне. «Романтика» неизбежно увядает с быстрым ростом. Поддерживать корпоративную культуру «свежей», а романтику «живой» — сложная задача.
Эффективный дизайн означает превосходную функциональность. Кроме того, он означает эстетическое совершенство. И к этому добавляется «третье измерение», эмоциональное, — это забота или романтика. Такой дизайн переворачивает восприятие с ног на голову — в местном магазинчике так же, как в Apple или BMW.
«Третье измерение» будет иметь важное прагматическое значение. И это помимо традиционной роли обеспечения конкурентного преимущества продукту/услуге. Технологии выполняют все больше стандартизированной работы. Деятельность, связанная с этим так называемым «третьим измерением», остается ключевой ролью, которую будут продолжать играть люди.
Фрагмент из «Книги чая» Окакура Какудзо
Рикю наблюдал, как его сын Сёан убирается в саду. «Недостаточно чисто», — заметил Рикю, когда Сёан закончил, и попросил его вернуться к работе. Через час упорного труда Сёан вновь пришел к Рикю: «Отец, я сделал все, что мог. Лестницу вымыл три раза, клумбы и деревья полил, мох и лишайник зеленые, на земле нет ни одной веточки и ни одного листика».
«Глупец, — ответил на это мастер чайной церемонии, — разве так нужно подметать садовую дорожку?» С этими словами Рикю вышел в сад, потряс дерево и разбросал по всему саду золотые и багряные листья, которые украсили землю осенним узором! Рикю требовал не только чистоты, но и красоты и природной естественности.
Итак, прорывной дизайн = функциональность + эстетика + духовность (кусочек сердца, узор осени, несовершенство, загадка)
Дизайн — это…
— Зона ресепшен.
— Туалеты!
— Разговор с оператором кол-центра.
— Каждый электронный или бумажный документ.
— Каждая «карта» бизнес-процесса.
— Каждое электронное письмо.
— Каждая повестка рабочей встречи, место и т. д.
— Каждый квадратный метр рабочего помещения.
— Каждое предложение нового продукта.
— Каждая инструкция.
— Каждый контакт с клиентом.
— «Эстетическая восприимчивость» / «дизайнерская осознанность».
— «Анализ дизайна» практически для всего (каждый проект, каждая система).
Роберт Брунер, экс-директор по дизайну Apple: «Традиционно дизайн — это вертикальная полоса в цепи событий, связанных с доставкой продукта. В Apple это длинная горизонтальная полоса, где дизайн — часть каждого диалога».
Нет ни одной причины — ни одной, ноль, — почему эту формулировку нельзя применить к любой другой организации. И к индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по бухгалтерскому сопровождению, тоже. Или к компании по стрижке газонов, в которой работают четыре сотрудника.
Подготовлено по книге «Стратегия совершенства».