Кругозор
Посмотрите на себя с восхищением. Как стать героем в своих глазах
4 октября 275 просмотров
Кругозор
Посмотрите на себя с восхищением. Как стать героем в своих глазах
4 октября 275 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Человеческая история уходит в глубь веков, где вожди, пророки, философы и воины оставили след в культуре, стали символами и легендами, персонажами, уже не похожими на реальных людей. Может показаться, что время героев прошло. Легенды перестали быть актуальными в эпоху интернета, когда изучать историю, личностей и факты стало просто.

Но это иллюзия. Каждый из нас — герой собственной жизни. Эксперт в области креативного мышления и эвристики Дмитрий Карпов в книге «Мышление как инструмент» рассказывает, как обрести свою роль в собственной истории.



Мышление как инструмент

Герои современных сказок

Сейчас многое оценивается совсем не так, как прежде: например, рост богатыря Ильи Муромца составлял сто семьдесят семь сантиметров. В наши дни таким ростом никого не удивишь, а в те времена, когда средний рост мужчин составлял сто шестьдесят сантиметров, он действительно был богатырем.

Да и поведение героев было иным: бои, сражения. А теперь это способы творческого отношения к своей роли и проектирования мышления для достижения цели.

Мы живем в сотнях разных сюжетов одновременно. Послушные дети своих родителей, решительные управленцы, любящие отцы и матери — все это сочетается в людях и выходит на первый план при необходимости. Разные роли вашей жизни постоянно ищут себе образцы и образы, относительно которых формируют собственную модель поведения, истинную картину самого себя.

Подумайте, какие из них нужны вам, чтобы достичь самых сокровенных целей?

Отправные точки для поиска роли

Наша жизнь — творческий сюжет. Когда мы не уделяем ему должного внимания, жизнь начинает казаться скучной, возникают кризисы, напряжение в отношениях с окружающими. Это следствие невыстроенных отношений с собой.

Когда роли назначаются нам извне, а собственную мы не нашли, возникает тупик. «За кого они меня принимают?» — спрашиваем мы. Для выхода из тупика нужны волевое усилие, признание ошибок и принятие ответственности, а также пример поведения, пусть условный и мифологический.

Творческого, развитого, сильного волей человека ведут за собой деятельные роли победителя, лидера или автора.

Найдя в себе победителя, мы признаём, что способны одолевать сопротивление обстоятельств и достигать намеченного.

Роль лидера нам назначают окружающие, готовые принять наше руководство.

Автор — это роль человека, способного создавать, делиться мыслью, влиять на других через акт творчества. Важнейшая роль в обществе — авторская. Автор подчинен своему ремеслу, он служит своему произведению, появлению на свет нужного, востребованного людьми содержания.

Таковы могут быть ваши первые герои: победитель, лидер, автор.

Мы не только выбираем себе роль, но и выстраиваем ее, поскольку сама эта модель поведения и мышления помогает нам увидеть в обыденном новый смысл, символ. Часто само общение с людьми, у которых есть отчетливая роль — социальная, профессиональная, личная, — помогает окружающим увидеть в их мышлении, идеях, суждениях некоторое новое измерение привычного.

Обсуждая, к примеру, с композитором нечто общее между дизайном музыкального инструмента и самой музыкой, можно неожиданно понять, что для музыканта полная тишина — как холст, как белый лист для дизайнера или писателя. Это инструмент идеального контраста: на фоне тишины и ее красоты любой звук истребует себе чувство. Можно понять важность и чистоту глубокой тишины — неважно, на концерте или в жизни. Рядом с вами человек хочет услышать свою внутреннюю музыку, а вы суетой и шумом будете ему мешать, засорять пространство, так необходимое творчеству. Пространство музыки очень органично мышлению: звук создает неуловимые картины образов, а мышление их подхватывает. Вот почему иногда так приятно и полезно работать под музыку, создавать себе настроение.

Как найти свою роль

Выбирайте роль более сложную, чем привычная вам. Пусть эта роль развивает, создает напряжение. Станьте больше и значимее, интереснее для себя самого. Допустим, вчера вы руководили проектами с группой клиентов. А сегодня примерьте роль автора и предпринимателя. Вы видели, как живет рынок, как приходят заказы и становятся проектными планами и производством. Так начните делать свое. Это не значит, что вы украли знания или чужие роли. Вы просто нашли нового себя, свое дело.

Выбирайте, где хотите жить, какую музыку слушать, какие идеи продвигать. Пусть даже это будет съемная квартира в провинциальной многоэтажке, где вы почувствуете себя на вершине мира. Отдавая преимущество определенной музыке, вы выбираете для себя мышление. Музыка работает, выводит сознание на те уровни, где нет нот и гармоний, а есть притяжение синапсов и гормоны радости. Выбор роли автора обязывает придумывать. Роль предпринимателя — обменивать одну ценность на другую. Роль вдохновителя — толкать толковых с толком. Ролей тысячи, главное — выбрать свою.

Выбирайте себе аудиторию. Почему нужны правильные люди вокруг? Они обеспечивают честную оценку вашей работы. Самореализации эта честность нужна как воздух, как почва для корней — в ней сила для вашего роста. Окружающие призваны сделать вас лучше, особенно критикой и замечаниями. Они стимулируют вас качественнее выполнять свою работу.

Почему реализовать себя сложно?

Потому что ваше личное содержание, все, что для вас действительно ценно и важно, вдруг проникает в вашу работу и вы уже не можете отделить себя от собственного дела. Многие советуют не переходить эту границу. Там тяжело живется. Эта граница отделяет творцов, непоседливых изобретателей, авторов, художников, артистов от людей, у которых есть хобби и понятные отношения с собой.

Но что делать, если вы не можете остановиться на достигнутом, улучшая и улучшая то, что делаете?

Нормальный мозг с творческими «поршнями» и рациональными «шестеренками» работает именно так: его постоянно забрасывает в будущее, он не возится среди пыльных и ржавых концепций прошлого. Он счищает ржавчину, натирает детали до блеска и выталкивает пружинами интуиции в завтра.

Упражнение

Составьте список из десяти ваших любимых фильмов. К каждому фильму запишите одно короткое предложение, описывающее сюжет. Создайте пять новых идей для фильмов, сочетая пары сюжетов и названий. Например, «Молчание ягнят» и «Гостья из будущего» могут стать основой для нового фильма «Молчание из будущего», как юная пионерка Алиса Старлинг ведет расследование о перемещении во времени школьного класса, пропавшего вместе с пожилым учителем Ганнибалом.

Советы для старта

Мечтайте. Давайте воображению обилие живых и эмоциональных образов. Наше общество не слишком чествует мечтателей, но вы можете делать это осознанно, создавая картину вашей будущей жизни и самореализации.

Мечтайте не образами, а действиями. Конечно, можно представить, что вы достигли всего. Это нужный образ, хорошая роль, которая вдохновляет, но она не даст вам импульса и не научит выстраивать шаги к этой цели. Представляйте действия. Как каждый шаг будет приближать вас к вершине?

Мечтайте о сложном. Представляйте, что ваш путь будет не таким простым, что будут серьезные преграды. Любой энтузиазм исчезает через пару недель, но надо заставлять себя продолжать работу. Думайте, что, хотя эти трудности способны напугать соперников, ваш герой станет искать пространство для маневра, изучать горизонт и в итоге добьется цели.

Воплощайте в жизнь свои детские мечты. Ведите себя за руку из прошлого в будущее. Вы мечтали стать музыкантом? Самое время в тридцать пять пойти и научиться играть на гитаре, а затем публично выступить перед друзьями, зная, что в первом ряду будете сидеть вы сами, семилетний, с мечтой в душе. Это путь к счастью. Он не прост, но очень важно, чтобы мы сами посмотрели на себя с восхищением, какое бывает, только когда тебе семь.

По материалам книги «Мышление как инструмент»
Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи