Формула менеджмента
9 элементов для создания работающей бизнес-модели
8 сентября 516 просмотров
Формула менеджмента
9 элементов для создания работающей бизнес-модели
8 сентября 516 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Главная задача любой компании — приносить людям пользу. И чтобы понять, как создавать и предоставлять клиентам преимущества, компании используют бизнес-модели.

Но что если применить их не для разработки и пересмотра рыночных стратегий, а для совершенствования внутренних процессов в компании?

Сертифицированный тренер по вопросам предпринимательства доктор Тимоти Кларк и консультант по карьере и менеджменту Брюс Хейзен создали практичное руководство «Бизнес-модели для команд» в сотрудничестве с 225 профессионалами из 38 стран.

Эта книга для тех, кто управляет людьми, хочет улучшить командную работу и достичь прозрачности на организационном, командном и индивидуальном уровнях.

Шаблон бизнес-модели

Чтобы лучше понимать цели компании и видеть ключевые взаимосвязи, авторы предлагают воспользоваться готовым шаблоном, в котором вы увидите 9 логически взаимосвязанных элементов: людей, предметы, места, нематериальные активы и действия, необходимые для эффективной работы организации.

В совокупности эти 9 блоков описывают бизнес-модель: логику, согласно которой компания создает и предоставляет клиентам преимущества и получает за это вознаграждение.

С помощью шаблона бизнес-модели можно системно взглянуть на три уровня организации: компанию в целом, отдельные команды и сотрудников. Бизнес-модель компании показывает, как та создает и передает ценность внешним клиентам, а модель команды иллюстрирует создание и передачу ценности отдельным группам, зачастую внутри организации.

Пятиэтапный маркетинговый процесс

Каналы сбыта и взаимоотношения с клиентами вместе образуют пятиэтапный маркетинговый процесс, благодаря которому компания контактирует, продает и доставляет ценность, а после продажи обеспечивает удовлетворенность клиентов и предлагает дополнительные преимущества.

Большинство компаний использует одни каналы — точки соприкосновения — и для новых, и для существующих клиентов.

Кому я помогаю?

Мало кто получает истинное удовлетворение, работая только для себя, поэтому важно ответить на вопрос «Кому я помогаю?». В глубине души человек стремится помогать другим, и это активирует один из четырех основных мотиваторов — чувство смысла.

Цель работы проще всего увидеть в случае внешних клиентов. Например, официанты и администраторы ресторана напрямую помогают посетителям насладиться вечером и укрепить отношения за изящно поданными блюдами. Но тем, кто обслуживает внутренних клиентов увидеть пользу от своей работы сложнее.

Мойщик посуды понимает, что помогает ресторану. Однако заведение может казаться ему безликим. Если он осознает, что помогает поварам и официантам, которых каждый день видит на работе, «кому» обретает лицо. Поэтому важно, чтобы все сотрудники понимали, почему их труд полезен конкретным членам команды, а не просто компании.

PINT

Анализ PINT позволяет взглянуть на проблемы, вопросы, потребности и тренды под другим углом. Разберем на примере.

  1. Проблема или потенциал
    Что-то перестало работать или работает плохо — либо появились новые возможности. Например, в компании слишком большая текучка кадров.
  2. Вопрос
    Все работает нормально, но правила, руководства и условия меняются. Например, скоро будет принят закон, который наверняка изменит правила приема иностранных студентов как стажеров и работников по контракту.
  3. Потребность
    Чего-то не хватает, хочется нового или другого. Например, работодатель планирует выйти на новый рынок и нуждается в талантливых сотрудниках, знающих языки и местную культуру.
  4. Тренд
    Что-то меняется, движется в новом направлении, люди ведут себя иначе. Например, в медицине все шире применяют робототехнику, поэтому компании нужны специалисты с опытом в этой области.

Что еще?

В конце каждой главы есть раздел «Попробуйте в понедельник утром» — важные упражнения, которые помогут вам начать строить команду.

Под обложкой вы также найдете:

  • Шаблон личной бизнес-модели
  • Практику по определению профессиональной идентичности
  • Новые инструменты усиления командной работы
  • Схему карьерного сотрудничества
  • Руководство по применению бизнес-стратегий в вашей компании

Независимо от того, официальный вы лидер или неформальный, умение работать с бизнес-моделями даст вам возможность помочь людям стать эффективнее и вносить больший вклад в работу команды и компании в целом. Экспериментируйте и наслаждайтесь процессом.

 

По материалам книги «Бизнес-модели для команд»
Обложка: unsplash.com

Похожие статьи