В 2007 году презентация Алексея Каптерева «Смерть через PowerPoint» собрала 10 000 000 просмотров. С тех пор многое изменилось, но универсальной формулы по-прежнему нет.
Существует ли идеальная структура? Насколько уместен юмор? Каким должно быть соотношение текста и графики на слайде? Как справиться с волнением? И куда, ответьте же наконец, девать руки?
Алексей называет презентацию искусством и предлагает познакомиться с правилами, которые он сформулировал за 12 лет работы. Сверхсжатость, сторителлинг, хоббиты и гоблины, антиДжобс — все это ждет вас в руководстве «Хорошая, плохая, продающая».
Мастерство презентации 2.0
Хорошая, плохая, продающая
Если вы читали предыдущую книгу Алексея «Мастерство презентации», знайте: это не второе издание, а совершенно новая книга. В 2011-м главной проблемой была скука. В 2020-м любой профессионал в области презентаций знает, как сделать подачу интересной. Это больше не проблема.
Современная проблема — как не сделать эту презентацию слишком интересной. Креативное злоупотребление сторителлингом, стендапом и мемами на слайдах ведут к потере содержания.
За внимание коллег приходится бороться с уютным диваном, мурлыкающими котиками и обедом, который поглощается перед выключенной камерой. Источник
Структура, драматургия, дизайн и техника выступления — вот составляющие качественной презентации. В книге рассказывается обо всех этапах и есть конкретные рекомендации по работе в специальных программах.
Визуализация данных
В онлайне визуализация данных выходит на первое место. Из текста мы делаем схемы или карты, из таблицы — графики. Цель — превратить данные в нечто понятное и привлекательное.
Посмотрите на картинку. Это две схемы с одинаковым содержанием. С той, что слева, есть проблема: очень много одинаковых коробочек. Другое название для этой проблемы — монотония. Все одинаковое — скучно.
Рисуя подобные схемы, помните о связи между замыслом и дизайном. Используйте цвета: темные — для важного, светлые — для менее важного. Меняйте размеры коробочек и расстояния между ними. Все, чтобы порадовать мозг — он любит разнообразие.
Общее правило для схем: старайтесь с их помощью не столько информировать, сколько показывать действия или изменения, например по принципу «было — стало». Люди, которые делают слайды с заголовком «Предлагаемая архитектура позволяет сэкономить 30% бюджета», зарабатывают больше денег, чем люди, которые делают слайды с заголовком «Архитектура ИТ-системы».
«Коэффициент лжи»
Визуализация — это абстрактное искусство по мотивам цифр. Когда слышите словосочетание «распределение долей» — используйте круговую диаграмму. Слышите слово «тренды» — скорее всего, нужно рисовать линии. Все остальное будет столбиками. Вот так просто, но есть нюансы.
Никакого 3D. «Коэффициент лжи» — это процент того, насколько визуализация искажает данные. Трехмерность обладает большим коэффициентом лжи из-за эффекта перспективы. В одну сторону наклонили — один сектор стал больше, в другую сторону — другой.
3D-диаграммы выбирают из-за красоты. Если мы не делаем инфографику для телевизора, красота для нас не важна. Важна точность.
«Лицензия на вещание»
Когда-нибудь мы вернемся к привычной активной жизни, и презентации будут не только онлайн. Эти фишки работы с аудиторией — для офлайна, но никто не запрещал использовать их и онлайн.
В начале презентации задайте аудитории вопрос, на который, скорее всего, никто не даст ответа. Таким образом, вы получите «лицензию на вещание» — право дать ответ и объяснить его.
Бывает, что человек берет микрофон и вместо вопроса начинает рассказывать какую-то свою историю. Перебивайте. Можно вклиниться с шуточной фразой: «У вас 45 минут максимум». Источник
«Есть ли у вас вопросы к докладчику?» — спрашивает ведущий конференции. Повисает пауза. Алексей советует не торопиться: дайте людям возможность переключиться из режима слушания в режим говорения. Пауза может длиться до 30 секунд.
Что ещё в книге
Под обложкой — все о структуре, драматургии, дизайне и технике выступления. Книга Алексея Каптерева — яркая (мы сейчас не только об обложке), живая, актуальная и с юмором. Как великолепная презентация.
Вот какие темы вы найдете внутри.
- «Гоблины», «хоббиты», «эльфы» и «волшебники» в аудитории. Как найти к ним подход
- Шесть вопросов, с которых стоит начать подготовку к выступлению
- Жанры презентации — от лекции до диалога
- Четыре энергии презентации
- Как сделать так, чтобы выступление приводило к действиям
- Одна из самых недооцененных функций в PowerPoint
- Работает ли сторителлинг
- Пять критериев успеха Фродо Бэггинса из «Властелина колец» и Стива Джобса
- Что писать на слайдах, а что комментировать устно
- Как создать понятную инфографику
…384 страницы о мастерстве презентации, которым может овладеть каждый.
Презентации оцениваются по шкале «нравится — не нравится». Книга «Хорошая, плохая, продающая» научит делать их так, что будут слушать только вас, не отвлекаясь на гаджеты и котиков.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
Обложка поста: страница Алексея Каптерева в Facebook