Многие знают, что МИФ — это книги. Но стратегия МИФа заключается не только в том, чтобы выпускать классные книги, но и в том, чтобы создавать пространство развития. Поэтому в этом году мы решили выйти на новый уровень и стать полноценным ресурсом знаний — мы запустили МИФ.Курсы. В этой статье расскажем, как мы делали первые курсы, с какими трудностями столкнулись, о чем мечтали и что в итоге получилось. Возможно, наш опыт поможет другим компаниям и людям.
Почему мы запустили курсы?
На самом деле мы шли к этому направлению не один год.
- Еще в 2017 году у нас проходили челленджи по бестселлерам: например, «Адская неделя» и «Магия утра».
- Потом мы делали классные бесплатные курсы в рассылках: «Ускоритель чтения» «Санаторий МИФа», «Уютный курс» и «Твоя личная суперсила».
- Чуть позже мы запустили платную «Школу книжного блогера».
- Также у нас проходили лекции и вебинары авторов книг: например, вебинар Анастасии Ивановой «Почему иностранный язык бесполезно учить», лекция Эмили Нагоски о женском теле и сексуальности и другие.
Таким образом, к 2020 году мы накопили неплохую базу подписчиков (более 100 000 адресов) — людей, которым интересны наши курсы.
Что мы планировали?
В начале 2020 года мы составили определенную стратегию: планировали сделать 8 платных курсов и 8-9 бесплатных продуктов (включая вебинары), которые будут:
— согласованы с фокусными темами МИФа,
— включать внутренних спикеров и авторов МИФа,
— пересекаться с офлайн-мероприятиями.
Следуя этому плану, мы запустили наш первый большой платный курс «Быть собой».
Быть с собой
Курс «Быть собой» — наш первый «ребенок». Курс, который включает все главные темы МИФа и говорит о сложном и важном.
Зачем делали
- Запуск курсов, как направления. Запустили курс и сообщили всем, что открываем новое направление.
- Бренд МИФ. Заявили о себе на рынке. Первый большой платный курс МИФа с нашей темой.
- Любовь к себе. Хотели сделать курс про принятие и заботу о себе. Показать, что есть способ найти себя, и для этого не надо выходить из зоны комфорта .
- Актуальная повестка. Новый год и праздники — время, когда люди обычно ставят новые цели, планируют, хотят что-то изменить в жизни. Лучший период начать обучение.
- Эксперимент. Мы ничего не знали о курсах и почти все делали впервые.
Чему научились
- Делать курсы. Мы его сделали, и он оказался успешным! Ну а мы научились настраивать процесс создания курса.
- Работать в команде и полном хаосе (и даже усмирять его). Было не всегда понятно, кто за что отвечает. Все делали всё. Был полный хаос, но мы понемногу его усмиряли.
- Учить людей новому. Это оказалось интересно.
- Освоили геткурс (платформа, на которой проходит обучение). Это была абсолютно новая платформа для команды курсов. Мы учились делать все.
С какими сложностями столкнулись
- Все в первый раз — одна большая сложность. 100% неизвестного.
- Геткурс нам не давался. В дни запуска возникали проблемы, приходилось разбираться
- Первые вебинары были комом. Да, сейчас мы делаем вебинары, которые проходят классно. Но это не так легко, как кажется на первый взгляд.
- Были возвраты. И это было не просто принять.
Цели: 2 млн
Результат: 3,6 млн
Герань, не вянь!
Следующий наш курс назывался «Герань, не вянь!» Выглядел он как рассылка.
Зачем делали
- Эксперимент с форматом. Хотели запустить небольшой платный курс-рассылку про озеленение.
Чему научились
- Делать небольшие платные курсы своими силами. Тема курса была достаточно узкая, а цена — небольшая. Так что он не оправдал наших ожиданий. Но подарил нам много важных выводов.
С какими сложностями столкнулись
- Не было предметного эксперта и методиста. До этого мы делали курсы обычным составом: копирайтеры, маркетологи, PR… В этот раз мы поняли, что нам нужен предметный эксперт — это must-have в курсе. Иначе мы сильно теряем в качестве.
Цели: ставили 2 млн до конца года. Но потом поняли, что цель была нереалистичной
Результат сейчас: 424 280 руб.
Внезапно: самоизоляция
В марте к нам неожиданно прилетел черный лебедь в виде пандемии и последующей самоизоляции. Рынок, в том числе рынок образования, реагировал так:
— много бесплатных продуктов, рост количества регистраций, желание аудитории учиться, нестабильность в деньгах;
— чуть позже (через 1,5 −2 месяца) это привело к усталости аудитории от любых вебинаров и прямых эфиров.
Что мы делали?
Предлагали продукты для времени самоизоляции. Но конкуренция была довольно большая, все нужно было делать быстро. Так появился курс «Как не сойти с ума, работая из дома».
Как не сойти с ума, работая из дома
Признаемся: пока мы делали курс «Как не сойти с ума, работая из дома», мы все немножко сошли с ума:)
Зачем делали
- Актуальная повестка. Почти все переходили на удаленку и нуждались в помощи, как и что делать. А мы знали, что делать, ведь команда МИФа уже 15 лет работает удаленно.
- Бренд МИФа. Мы рассказали про МИФ и поделились опытом. Показали наше лицо — точнее лица:)
- Забота о читателях. Хотели помочь читателям комфортно пережить момент самоизоляции, поделиться опытом просто так, бесплатно, так как это был сложный период для всех.
- Лояльность. Курс бесплатный.
Чему научились
- Молниеносно реагировать на запрос рынка. От идеи до запуска — 3 дня.
- Слышать обратную связь и улучшать продукт на ходу. Неожиданно для всех появился финальный вебинар-сюрприз с Максимом Дорофеевым, который рассказал про джедайские техники на удаленке. Мы придумывали какие-то фишки. И, пожалуй, именно на этом курсе мы научились делать вебинары.
- Рассказывать о себе, даже если раньше никогда этого не делали. Многие наши спикеры — наши МИФотворцы — выступали впервые, и это было волнительно.
С какими сложностями столкнулись
- Очень быстрый срочный запуск.
- Плотность вебинаров. Каждый день были вебинары, к ним нужно было готовиться. Было сложно всем: организаторам, дизайнерам, спикерам.
- Спикеры готовились к выступлениям в огне и параллельно текущей работе. Настоящие герои, которые сумели все совместить (например, Маша Красовская рассказывала, как работать удаленно, если у тебя дети. Она успевала делать рабочие задачи, готовиться к вебинару и про детей не забывать, которых, между прочим, у нее трое!)
План: +10 000 подписчиков
Результат: +11 000 подписчиков
В партнерстве с ребенком + Школа дома
Следующими были мини-курсы, каждый из которых состоял из трех вебинаров. Первые такие мини-курсы мы сделали для родителей.
Зачем делали
- Актуальная повестка. Пообщались с аудиторией родителей, которым тоже было нелегко в этот период.
- Бренд МИФ. Курсы. Показали его на родительскую аудиторию. Посмотрели на реакцию и запросы: готовы ли родители слушать вебинары и лекции.
- Лояльность. Курс бесплатный, с хорошими специалистами.
Чему научились
- Собирать запросы аудитории родителей. Поговорили с ними и поняли, что им интересно — для курсов в будущем
С какими сложностями столкнулись
- Попали в нисходящий тренд. Первый курс «В партнерстве с ребенком» прошел на ура. А с курсом «Школа дома» чуть-чуть опоздали: родители так устали от обучения дома, что не хотели ничего на эту тему слушать.
План: +20 000 подписчиков
Результат: + 14 007 подписчиков
Мне сложно + Ок, что дальше
Еще два бесплатных курса, которые мы делали с упором на повестку, — это «Мне сложно» и «Ок, что дальше?».
Зачем делали
- Актуальная повестка. На курсе «Мне сложно» мы говорили о психологической самопомощи в трудное время. А на курсе «Ок, что дальше?» были практические рекомендации, что делать в момент кризиса: планирование, финансы, карьерные стратегии.
- Лояльность. Курс бесплатный, потому что нам важно было помочь людям в этот сложный период.
Чему научились
- Создавать сет вебинаров. Сделали очень разные вебинары (про деньги, планы и карьеру) и объединили их общей актуальной темой.
- Делать формат вебинаров с модератором. Им была наш автор Анастасия Максимова (автор книги «Из депрессии») — она составила вопросы и следила за таймингом.
- Ставить адекватные цели. Надо сказать, что поначалу мы ставили слишком амбициозные цели, которых было нереально достигнуть. В этом курсе случилась та же история. Но затем пришло понимание, что не так с нашими цифрами. Только выпустив несколько продуктов, мы научились правильно подходить к этому вопросу.
С какими сложностями столкнулись
- Факап с названием «Ок, что дальше». Случайно назвали курс в честь реально существующей книги. В итоге договорились о сотрудничестве с авторами книги.
План: +30 000 новых подписчиков до конца года
Результат: +14 747 подписчиков
Курс заботы о себе
Еще до самоизоляции мы поняли, что людям интересным темы, связанным со здоровым образом жизни. Мы хотели сделать курс про ЗОЖ, но, когда началась пандемия, решили сделать курс про здоровье и заботу о себе.
Зачем делали
- Актуальная повестка. Высокий уровень тревоги в обществе.
- Эксперимент. Попробовали много улучшений. Впервые делали курс с внутренним предметным экспертом (Ренат Шагабутдинов).
- Лояльность. Отдали соло-тариф бесплатно, чтобы наши клиенты могли позаботиться о себе. Мы планировали сделать платный курс, так что вложили в него довольно много сил и средства, в том числе и финансовых. Но затем приняли решение не смотреть на экономику, а отдать соло-тариф бесплатно, чтобы помочь нашим читателям пережить этот сложный момент. Важно, что тариф был полноценным и качественным по наполнению.
Чему научились
- Увеличивать скорость. Внедряли улучшения на ходу.
- Работать в команде. Эффективно работали в команде, которая никогда не работала вместе в таком составе.
- Заботиться о читателях. Мириться с упущенной выгодой в пользу заботы о людях.
- Управлять хаосом. Усмирять и систематизировать хаос. Используем это в новых курсах.
С какими сложностями столкнулись
- Нагрузка. У нас был единственный продюсер, который выполнял три полноценные роли. Это было сложно: обычно у нас два продюсера работают над курсом.
- Бесплатный тариф, с которым было много приключений. Это не про деньги, а про коммуникацию с учениками.
План: окупить затраты, посадить базу, лояльность
Результат: окупили затраты, +13 500 подписчиков в базе, получили массу положительных отзывов
Перезапуск Школы книжного блогера
Когда мы немного освоились в этой сфере, то решили апгрейдить наши старые продукты. Так появилась идея перезапустить курс 2019 года — «Школа книжного блогера».
Зачем делали
- Хорошие отзывы и высокий запрос от наших клиентов на этот курс.
- Подарок. Наш подарок читателям к 15-летию МИФа.
- Лояльность. Отдаем бесплатно платный курс.
- Бренд МИФ. Участвовали внутренние эксперты.
Чему научились
- Задействовать внутренние ресурсы. Привлекали нескольких внутренних экспертов к подготовке контента: копирайтера Наталью Широкову и руководителя SMM в МИФе Олесю Полянскую.
Между нами
Ну и наконец, мы подошли к самому масштабному (на данный момент) курсу, который мы запустили к 15-летию МИФа, — курсу «Между нами».
Зачем делали
- Актуальная повестка. После самоизоляции тема отношений стала острой для многих.
- Эксперименты. В этом курсе мы попробовали много нового: пригласили иностранных авторов и экспертов (не авторов МИФа). Сделали модульную систему: нужно пройти базовый курс (про отношения в целом), а затем дополнять его другими — блоком про отношения в паре, с родителями, детьми, коллегами и друзьями (эти модули еще на запустили).
Чему научились
- Делать модульные курсы.
- Привлекать иностранных звезд к участию в наших проектах. Вебинары вели Лоретта Бройнинг (автор книг «Гормоны счастья» и «Управляй гормонами счастья»), а также Сью Джонсон (автор бестселлеров «Обними меня крепче» и «Чувство любви).
- Работать с внешним предметным экспертом.
- У нас появился методист.
С какими сложностями столкнулись
- Много экспертов. Работа с внешними предметными экспертами.
- Новый формат. Мультимедийный формат урока не так прост, как кажется.
- Модульный курс — это как два курса. Нагрузка в два раза больше.
Цели: заработать 3-5 млн, сделать так, чтобы людям было интереснее проходить и доходить курс до конца
Результат: 3 млн, больше читателей прошли курс до конца, получили много положительных отзывов
Новые курсы МИФа
Недавно мы запустили новые продукты: бесплатный курс «Мастерство учиться» и сделали перезапуск курса «Быть собой» (теперь он называется «Быть собой 2.0»). С 16 ноября у нас начнется онлайн-курс о том, как справиться с выгоранием: там расскажем, как отыскать ресурс внутри себя и управлять своими эмоциями, освоить простые практики расслабления и стать мастером стрессоустойчивости. Но, конечно, самые интересные курсы еще впереди.