Грегори Бернс сказал: «У человека может быть величайшая в мире идея — совершенно новая и способная многое изменить, но если этот человек не может убедить других людей, это ничего не значит».
Попытка убедить собеседников — это своего рода презентация вашего мнения. А успех любой презентации на 90% зависит от того, насколько хорошо она спланирована.
Наш чек-лист поможет подготовить речь, которая убедит любого собеседника. И неважно, что это будет — презентация нового продукта или просьба о повышении.
Сформулируйте главную мысль
Идея, которую вы доказываете, должна быть ясной и точной. Сформулируйте однозначный точный тезис, чтобы вы и собеседники его одинаково понимали и не смогли потерять в процессе обсуждения.
Узнайте свою аудиторию
Когда точно знаете, кого предстоит убеждать — половина дела сделана.
Ответьте на вопросы: Кто эти люди? Где они работают? Сколько им лет? Чем занимаются в свободное от работы время? Что они о вас думают?
Если они собрались одновременно в одном месте, по одному и тому же вопросу, значит, их что-то объединяет. Ваша задача найти это «что-то».
Если сложно, ориентируйтесь на портрет тех, кто принимает нужное вам решение.
Ходить на свидания вслепую — развлечение, где нечего терять. Делать вслепую презентацию своего убеждения — потерять все.
Проще подобрать грамотные аргументы, бьющие прямо в цель, когда вы знаете портрет своих собеседников.
Подберите аргументы
Сначала соберите максимальное количество аргументов как «за», так и «против» вашей позиции. Изучите ситуацию с разных сторон. Станьте фанатом, скептиком и ярым противником своего убеждения. Возьмите лист бумаги, разделите его на три колонки и в каждую запишите соответствующие доводы.
Детальная работа над идеей поможет лучше в ней разобраться и приблизит к экспертности.
Когда все аргументы будут перед глазами, выберите из колонки «Доводы фаната» 3-4 самых весомых. Используйте их в процессе убеждения.
Менее сильные используйте, когда будете отвечать на вопросы собеседников.
Объективно слабые и недоказанные смело вычеркните и забудьте о них.
Все, что вы записали в колонки «Скептик» и «Противник» — это возможные встречные ответы оппонентов против вашего убеждения. Заранее продумайте ответы на них.
Постройте линию аргументации
Вы уже знаете какая аудитория вас ждет, и насколько лояльна она к вам относится.
Если собеседники не доброжелательны к вам, поставьте самый сильный и «непробиваемый» аргумент первым.
Если они доброжелательно к вам настроены — отправьте самый весомый довод в конец выступления.
Используйте как рациональные, «сухие», логичные факты и доводы, так и эмоциональные, которые воздействуют на образное мышление.
Используйте правило «Три Э»
Эмоции. Покажите слушателям, что вам не безразлично, примут ли они вашу точку зрения или нет. Не скрывайте волнения, но и не перестарайтесь. Обращайтесь к аргументам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
Энергетика. Это то, что зажжет желанный огонек в глазах слушателей. Общая эмоциональность; активная и разнообразная жестикуляция; громкость и сила голоса; богатое интонирование речи и взаимодействие с аудиторией — все это заряжает речь воодушевляющей энергией.
Эмпатия. Умение поставить себя на место слушателя крайне важно. Оно помогает представить ход мыслей слушателя и понять, что он думает о вашей позиции.
С помощью эмпатии вы оцениваете эффективность аргументов с точки зрения собеседника.
С другой стороны, эмпатия позиционирует вас, как готового к здравым компромиссам и пониманию, непредвзятого, объективного человека.
Помните, притворное внимание собеседник распознает быстро и также быстро потеряет интерес к происходящему.
И самое главное
Шансы убедить оппонента удваиваются, если вы сами убеждены в своих словах.
Поверьте в то, что собираетесь сообщить. Углубитесь в тему, найдите все нюансы и особенности, поверьте в нее на все 100%, тогда вас точно ждет успех.
По материалам книг «Убеждение», «К выступлению готов!», «Короче», «Принцип пирамиды Минто»
Источник обложки