Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Опыт МИФа
Зачем нужны воркшопы. Опыт МИФа
2 июля 2020 2 033 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Мы в МИФе придерживаемся принципа: чтобы транслировать идеи вовне, нужно самим их проживать. В прошлом году ввели практику воркшопов — чтобы то пространство развития, о котором мы пишем и говорим, самим ощутить в новых форматах. Расскажем, что это нам дало.

 

Пять языков

Все началось с книги Роберта Кигана «Семь преобразующих языков». Партнер и содиректор МИФа Юлия Баяндина предложила другим содиректорам — Дмитрию Утробину и Артему Степанову — проработать упражнения из книги. Результат им настолько понравился, что решили масштабировать эту практику на всю компанию. В августе прошлого года Юлия провела офлайн-сессию по первым четырем личным языкам из книги Кигана (от жалоб → к ценностям, от обвинений → к личной ответственности, от новогодних зароков → к конкурирующим ценностям, от языка неосознаваемых больших допущений → к языку осознанных предположений, от языка похвалы → к языку признания).

Семь преобразующих языков

Участие приняло более 50 мифовцев. Позже Дмитрий Утробин провел аналогичную сессию в онлайн-формате. Ее прошли еще 20 человек. Эти сессии вылились в серию поддерживающих встреч. В течение несколько месяцев мифовцы работали над своими ограничивающими убеждениями.

Социальный язык и концепция Розенберга

Спустя время появился обновленный формат воркшопов. Его программу тоже составила Юля. На первое место вышло то, что Киган назвал «социальным языком» — благодарность (язык поддержки). И обратная связь — практика, построенная по канонам навыков ненасильственного общения, предложенных американским психологом Маршаллом Розенбергом.

На воркшопах мы разбирали «я-послание». Обсуждали, почему важно говорить от себя и за себя и как отличать факты от интерпретаций. Отрабатывали формулу обратной связи — учились давать её так, чтобы не ранить собеседника, и формулу благодарности, которая помогает перейти от языка оценки и похвалы к языку постоянного признания.

«Факты разгоняют туман, — говорит Ольга Киселева, шеф-редактор направлений „Культура“ и „Креатив“. — Приходишь в непонятную ситуацию, где каждый чем-то своим недоволен (или напротив что-то очень хвалит), включаешь факты и все — картинка у всех одна.

Благодарность — это возможность говорить что-то хорошее людям честно, а не отделываться общими словами с иллюзией, что так налаживается связь.

Обратная связь для меня неотделима от работы с фактами, это эмоционально очень сложный инструмент, но вижу, что он работает: помогает отключить эмоции, когда это нужно. Это очень честно, когда две стороны договариваются — сейчас ничего личного, только факты. Продуктивность возрастает, а обид меньше. Когда начинаешь оперировать фактами, докапываешься до настоящих проблем или открытий».

«У меня стало чаще получаться отделять факты и оценки, — делится результатами Маша Сологубова, ведущий менеджер по контрактам. — Вижу, что правильная благодарность помогает расти, и отношениям, и каждой стороне. Это как проверенное удобрение и полив для цветка. Я ощущаю себя садоводом-любителем, который наконец смог нащупать что-то работающее и полезное».

Как проходили встречи. Собирались в офлайне: это были командные сессии на 20-30 человек. Сначала воркшоп вел Дмитрий Утробин, и улучшал его после каждой из встреч. Что-то добавляя или убирая. Вскоре к нему присоединилась как соведущая Алекс Шляхова, руководитель проектов организационного развития.

Давали только самое нужное из теории и делали акцент на практике. Сначала каждый работал самостоятельно, потом в мини-группе, а наблюдениями и открытиями делились в общей встрече.

Вот пример, как строилась работа с обратной связью (ОС) — один из этапов воркшопа.

Первое. Участники узнавали формулу ОС и схему взаимодействия: как ее передавать и принимать.

Второе. Отработка навыков в мини-группах из трех человек. Задача — дать ОС двум другим членам мини-группы и принять ее. Каждый по очереди играл роль наблюдателя.

Третье. Обсуждение результатов работы в общей группе. Все делились ощущениями от применения формулы, мыслями и наблюдениями. Конечно, у участников были вопросы и сложности, которые мы разбирали в общей группе.

В 2019 году через эти воркшопы прошло около 100 мифовцев — половина компании. Нам нравился эффект, поэтому мы хотели продолжить эту практику в новом году.

Переход на онлайн

В 2020-м все офлайн-сессии мы перенесли в онлайн. Не было сомнений, что встречи будут такими же эффективными, как «живые». В 2019-м году мы уже провели несколько встреч «по Кигану» в онлайне, и они были удачными.

Алекс Шляхова рассказала, как все проходило.

«Онлайн-воркшопы мы проводили в Zoom. Опция „Сессионные залы“ (Breakout rooms в английской версии) позволила легко делить участников на тройки. Мы формировали группы для каждого воркшопа из 7-8 троек — с таким количеством людей у нас получалось качественно отработать инструменты и обсудить наблюдения.

И все же онлайн-формат накладывает некоторые ограничения, поэтому, чтобы сохранять концентрацию также, как и во время офлайн-встреч, мы делали несколько перерывов. За это время успевали приготовить чай-кофе или размяться. Например, я стояла в планке, приседала, прыгала или отжималась, и на встречу возвращалась со свежей головой.

Дима Утробин старался максимально включать участников: просил поднимать палец вверх или вниз, чтобы выяснить, поддерживает ли группа то или иное предложение. Это может показаться странным, ведь в Zoom есть реакции в виде пальца вверх и аплодисментов, но мы заметили, что движения помогают сохранять фокус и поддерживать групповую динамику. По словам участников онлайн-воркшопов, три часа пролетали незаметно».

О результате

На воркшопах мы ставили задачу дать инструменты экологичного общения и возможность отработать их на практике. Пользоваться ли ими дальше — решение остается за участниками.

«Сейчас достаточно сложный период: мы сидим дома с детьми, мужьями и другими членами семьи, — поделилась впечатлениями Оксана Гаспаревич, управляющий редакционно-производственным отделом. — Именно поэтому умение услышать людей, с которыми ты живешь, и дать обратную связь, очень важно. Больше всего положительных отзывов у нас в команде как раз было о том, что эти навыки можно использовать не только на работе, но и дома».

Заметили интересную деталь: если в мини-группы попадали сотрудники, пересекающиеся в работе, часто им удавалось решать вопросы прямо во время воркшопа или договариваться о дальнейших шагах.

Во время обратной связи некоторые мифовцы рассказали, что изначально были настроены скептически по отношению к воркшопу и не хотели тратить 3-4 часа на эту встречу. Они поменяли мнение в процессе работы. «Лучше поняли себя», «узнали новое о себе и других», «поняли, что даже критика может быть приятна», «почувствовали силу благодарности» — это типичные отзывы, которыми мифотворцы делились после окончания сессии.

«Для меня самым теплым моментом были слова, которые часто звучали в конце — про то, как эти встречи глубоко тронули тех, кто там был, и про то, что они почувствовали. Увидеть это очень дорогого стоит», — рассказывает Дмитрий Утробин.

Доска с благодарностями

В конце прошлого года мы начали использовать еще одну практику, которую предложила Юлия Баяндина. На одной из общих встреч мы предложили всем, кто хочет публично поблагодарить коллег, написать об этом прямо в рабочей презентации. Так у нас появилась «стена благодарности МИФа»: 65 слайдов, по 5-7 посланий на каждом.


Один из 65 слайдов «стены благодарности МИФа»

«Одна из глубинных потребностей человека — чувствовать свою значимость. Один из способов получить подтверждение важности своей работы — постоянно слышать от коллег, как они ценят наш труд», — пишет Роберт Киган, профессор Гарвардского университета и автор книги «Семь преобразующих языков».

Мы на себе прочувствовали, сколько созидающей энергии и вдохновения дает благодарность тому, кто благодарит, тому, кого благодарят, и даже тем, кто при этом присутствует или просто читает слова признания на слайдах.

«Я стала чаще благодарить супруга, — говорит Алекс Шляхова — Подчеркиваю, как ценю то, что он для меня делает, как мне это помогает, какие чувства я испытываю. Формальное „спасибо“ превратилось в постоянное признание важности того, что делает супруг, и теплое словесное объятие».

Через воркшопы прошел весь МИФ. Интегрируем практики в работу и личную жизнь и видим результат: мы делаем то, во что верим.

 

Рубрика
Опыт МИФа
Похожие статьи