TALKовый бизнес
Три шага к карьере спикера-бестселлера
14 февраля 400 просмотров
TALKовый бизнес
Три шага к карьере спикера-бестселлера
14 февраля 400 просмотров

Айнур Зиннатуллин, тренер по публичным выступлениям
Айнур Зиннатуллин, тренер по публичным выступлениям

Спикер — это профессия, которая только-только зарождается в России. В прошлом году была создана ассоциация спикеров СНГ CISS. Стартовый гонорар начинающего эксперта-спикера в Москве за 1,5-часовое выступление может начинаться от 50 тысяч рублей. При достойном маркетинге, успешных кейсах и попадании темы в рынок гонорар может достигать уже полмиллиона. Солидно. С каких же первых шагов начать, чтобы стать спикером-бестселлером?

Есть три формата публичных выступлений, которые я советую освоить в первую очередь:

1. Самопрезентация;

2. Small Talk;

3. Выступление на бизнес-завтраке.

Расскажу подробнее.

Самопрезентация

Мода на долгие выступления давно в прошлом. Ваша самопрезентация должна занимать максимум секунд 15. И это вовсе не «смирительная рубашка» среди правил, а коммуникационный этикет — представляйтесь так, как бы вы хотели, чтобы представлялись вам. Коротко и понятно.

Структура самопрезентации:

1. имя;

2. статус;

3. чем занимаетесь.

Чтобы запомниться лучше, добавьте предложение о вашем необычном хобби или шутку, так называемую «сластинку». Такой прием оставляет самый незабываемый «вкус».

Вот как может выглядеть ваша самопрезентация:

1. Айнур — имя. Чтобы вас было легче запомнить, достаточно ограничиться только именем.

2. Тренер — статус. В вашем случае это может быть предприниматель, эксперт, топ-менеджер, менеджер по продажам.

3. По публичным выступлениям президентов компаний, предпринимателей и экспертов — уточнение, чем именно вы занимаетесь.

4. Читаю по 5 книг в месяц — хобби.

Кстати, сейчас вы прочитали эти 4 пункта меньше чем за 7 секунд.

Small talk⠀

Однажды во время командировки со мной произошел такой случай. Я провёл тренинг, поужинал и возвратился вечером в гостиницу. Захожу, улыбаюсь девушке на ресепшене. У нас завязывается разговор ни о чем, который внезапно прерывается ее вопросом:

— А сколько вы зарабатываете?⠀

— Простите, пожалуйста. Что вы сказали?

— Сколько вы зарабатываете в месяц?

Обескураженный, я начинаю ей рассказывать, что работаю тренером по выступлениям. Что клиенты обращаются ко мне, когда им нужен результат и они боятся совершить ошибку. Что владею многими форматами, и в том числе small talk. И что в small talk есть стоп-темы для первого контакта. На этом месте девушка меня снова прерывает и спрашивает:

⁃ Это вы мне намекаете, что не ответите на вопрос?

Первое время вы будете не выступать, а ходить на выступления других спикеров. И вот эти 15-20 минут кофейной паузы между ораторами — замечательное время, чтобы обзавестись полезными знакомствами, клиентами, партнерами. Тут, кстати, вам и понадобится навык кратко представиться.

Но чтобы продолжить разговор, следует вспомнить о том, что выросли мы в России, в культуре соборности. Этому слову нет аналогов в других языках мира, и если говорить проще, то соборность — это «двумя ногами залезть в душу», желание как можно скорее перейти с человеком на «ты».

Именно поэтому мы переступаем личные границы другого человека. За кого голосовал? Уважаешь Путина? В Бога веришь? В церковь ходишь? А если честно, то сколько зарабатываешь? На какой диете сидишь? Замужем? Женат? Дети есть? А почему до сих пор детей нет?

Давайте признаемся — мы не умеем разговаривать ни о чём. То, что во всем мире гордо именуется small talk, мы презрительно называем пустой трёп.

Идём дальше. Хорошая коммуникация — это соответствие социальным ожиданиям. Представьте себе ситуацию, что вы заходите в лифт, следом — сосед с нижнего этажа. Обычно в этот момент вы молчите, и тут он говорит: «Ты знаешь, а я ночами не сплю. Вот уже второй день. Так больно в груди. Чувствуешь?» Это разрыв шаблонов поведения.

Формула идеального small talk: соответствие социальным ожиданиям + уважение личных границ собеседника. И прежде чем перейти к тому, о чем можно безопасно разговаривать с людьми, очертим мелом круг, за который за переступать опасно:

1. Политика

2. Религия

3. Финансы

4. Здоровье

5. Семья

Все эти 5 тем находятся внутри личных границ человека, и по большому счету — дело вкуса. Доказывать другому взрослому человеку, что вы считаете по-другому, а он не прав (а к этому обязательно «скатится» разговор) — это глупо.

О чем тогда разговаривать? Говорить почти не нужно — нужно спрашивать. Кто задает вопросы — управляет диалогом. Чтобы получить живой интерес к себе, своему делу — этот интерес нужно вначале проявить к собеседнику.

Вот 5 безопасных тем для общения:

1. Событие.

2. Мнение.

3. Предмет.

4. Работа.

5. Комплимент.

Start-вопросы: Как вам событие? Как форум? Как вам спикер, который выступал последним? Кем вы работаете, чем занимаетесь? Я вижу, у вас красивый блокнот в руках, любите записывать?

Выступление на бизнес-завтраке

Бизнес-завтрак — это формат, где сообщество предпринимателей, экспертов или единомышленников собираются один раз в неделю на завтрак и приглашают на него спикера. Этим спикером можете быть вы, а с организаторами можно познакомиться во время одного из small talk на форумах.

Как же выступать на бизнес-завтраках, чтобы чувствовать себя уверенно и продавать? Я разработал специальный формат, который назвал 15/45. 15 минут контента-монолога и 45 минут ответов на вопросы.

Почему вторая часть почти в 3 раза дольше, чем первая? Каждый из сидящих за столом пришел услышать ответ на СВОЙ вопрос. Ваши продажи возрастут, если вы уделите этому время: покажите свою компетенцию и дайте частичный ответ. О чем говорить в первые 15 минут? О том, что интересно аудитории.

2300 лет назад была написана самая влиятельная книга по публичным выступлениям — «Риторика». Именно в ней Аристотель раскрывает, что в ораторском искусстве есть 3 главных блока — тема, аудитория и оратор. Так вот — тема всегда подбирается под аудиторию. Поэтому всегда заранее уточняйте у организаторов кто именно собирается придти.

Это только первые шаги на пути от просто спикера до спикера-бестселлера, график выступлений которого расписан на полгода вперёд. Ещё предстоит поиск своей аутентичности, уникальности в подаче информации, в стиле и наращивании широкой сетки адвокатов вашего бренда.

Точно не стоит начинать этот путь, если вы действуете от дефицита — денег, внимания и уважения. Точно стоит, если есть сильный внутренний «зуд» отдавать, делиться, если есть, что сказать. Удачи вам!

Похожие статьи