Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
«Я спикерка»: гендерный баланс на сцене российских бизнес-форумов
29 января 2020 5 005 просмотров

Айнур Зиннатуллин, тренер по публичным выступлениям
Айнур Зиннатуллин, тренер по публичным выступлениям

Сцену массовых бизнес-форумов давно «оккупировали» мужчины. Это факт. Стоит просто взглянуть на любую афишу массовых образовательных событий. Но последние 2-3 года на сцене отчетливо слышен звук женских каблуков. К уже давно заявившим о себе звездам в мире спикерства, таким как Ирина Хакамада, Ксения Собчак и Тина Канделаки, добавляются новые кумиры — Ляйсан Утяшева, Мария Азаренок, Екатерина Уколова.

На мой взгляд, это хорошая тенденция. Раньше на сцене доминировали не столько мужчины, сколько идеи, которые они несли в мир: культ силы, напряжения, достигаторства, успешного успеха и агрессии. Люди устали от этого. Устали не соответствовать стандартам, устали тратить силы на поддержание видимости соответствия этим самым стандартам, устали слушать вечные истории успеха.

Мы устали и хотим «на ручки». Именно этот мягкий подход к себе, к своему внутреннему миру, к способу менее агрессивно вести бизнес и несут в мир девушки-спикеры. И находят свою аудиторию.

Пока женское спикерство только набирает обороты, я решил взять интервью у 4 спикеров и 2 экспертов. Все они — девушки. Цель одна — разобраться в новом тренде.

Лариса Парфентьева, спикер TEDx, автор бестселлера «100 способов изменить жизнь» и «33+. Алфавит жизненных историй»

А: Перед интервью вдохновлялся твоим выступлением на TEDx «5 способов испортить себе жизнь». Скажи, ты всегда так потрясающе выступала?

Л: Я выступала всегда отвратительно. В плане текстов могу сказать, что делаю это хорошо. В плане выступлений я абсолютно недовольна собой. Помню свой первый большой мастер-класс, который был года 4 назад, человек на 350. И там никто не смеялся. Для меня это провал. Я говорила на такие серьезные темы с таким лицом, как будто у меня умирает семья. И в конце, когда закончился мастер-класс, где я отдала энергию, неделю готовилась, не спала, худела…стояла гробовая тишина. Пара человек похлопали из 350 и, потупив взор, начали выходить. Сейчас мне многие пишут: «Как вы так научились хорошо разговаривать, речь льется рекой», а мне до сих пор стыдно, потому что мне кажется, что я неплоха в этом, но точно не «льется рекой». Нужна только практика, практика, практика!

А: Я замечаю, что девушки, которые на сцене успешны как спикеры, используют мужские, доминирующие стратегии. Например,Хакамада, Собчак. Они доминируют на сцене, ведут себя агрессивно. Как правильно удержать этот баланс?

Л: Я стараюсь много шутить и быть искренней. Больше секретов нет. Честно, перед каждым выступлением я сажусь и подготавливаю шутки. Говорят же, что если хочешь очаровать женщину — заставь ее смеяться. С аудиторией то же самое. Ты выходишь, шутишь и если люди смеются — все уже идет по плану. Первое это шутки, второе—искренность.

А: Можно ли сказать, что способность быть искренними на сцене является суперспособностью девушек?

Л: Я думаю, что это так и работает. Например, то, что мне сходит с рук довольно просто, мужчинам не простится.

Радмила Хакова, колумнист Cosmopolitan, автор книги «147 свиданий»

А: Какие ты видишь различия между мужчиной и женщиной спикерами?

Р: Если ты эксперт в своей области, то какая разница, какого ты пола. Ты можешь быть женщиной, мужчиной, динозавриком, камнем, кузнечиком и кем угодно вообще. Неважно.

Но небольшая разница все же есть. Мы более эмпатичны и нам чувственный опыт гораздо важнее, чем структура. Мне важно, что люди чувствуют в зале. Для нас быть искренними чуть более органично, естественно. Когда классный парень в костюме рассказывают тебе личные, трогательные истории — ты удивляешься. Когда то же самое делает девушка — это естественно.

А: Давай представим девушку, которая никогда в жизни не выступала. Вы прямо сейчас стоите за кулисами. Ты уже выступила и сейчас ее очередь выходить. Какие бы слова ты ей сказала, чтобы поддержать?

Р: Я бы сказала, что в зале такие же люди, как и ты. Они понятия не имеют, о чем сейчас пойдет речь, и у каждого из них своя история. И выступление — это просто один из способов рассказать свою. Ты можешь взять микрофон или не брать его никогда. И если тебе почему-то важно его взять — вот он. Самое страшное, что может произойти — ты останешься на месте и ничего с тобой не случится. Если ты возьмешь микрофон — ты можешь создать связь с этими людьми. Я всегда выбираю брать микрофон. И советую его брать.


Радмила Хакова.

Мое резюме:

Думаю, такие слова могли бы вдохновить. Девушка выйдет и выступит. Но не у каждого из нас есть люди, которые поддерживают в трудные минуты. Еще меньше тех, кто добирается до большой сцены. Среди нас гораздо больше людей, которые ежедневно сталкивается с задачей поговорить с коллегами или просто записать сторис, чувствуя себя расслабленно и уверенно.

Я заметил, что девушки, которые хотят повысить свои навыки в публичных выступлениях, находятся в бесконечном круге образовательной сансары: имеют на руках по 3 сертификата специалиста SMM, красный диплом маркетолога и 549 пройденных курсов по публичным выступлениям. Но при этом все равно не могут побороть свой страх. По их словам, причина кроется в страхе оценки со стороны.

Влада Попутаровская, нейропсихолог, блогер, основатель центра «Психология нового поколения»

А: Влада, 80% девушек говорят, что говорить публично, быть услышанной им мешает страх оценки. Что скажете? Это действительно так?

В: Люди путают страх и тревогу. Страх — это физиологически обусловленная реакция. Представим, что девочка идет по улице и на неё из-за угла выпрыгивает маньяк. И в этот момент у неё действительно реакция страха — расширяются зрачки, учащается дыхание, сердцебиение, пульс, адреналин в кровь — это страх. То, о чем мы с тобой говорим — это никакой не страх, а тревога. Сегодня люди все подряд называют страхом.

Чем отличается человек, который выходит выступать на сцену, от человека, который этого не делает? Просто уровнем тревоги. Кстати, замеряет его опросник Бека. Чем выше общий уровень тревоги — тем тревожнее тебе выступать.

Почему так? В социальной тревоге есть несколько деструктивных элементов. Первая ошибка мышления — ты думаешь за других. Например, ты подумал за другого, что другой о тебе что-то думает. На самом деле никто ни о ком не думает. Это ошибка мышления.

Вторая ошибка мышления — мы фокусируемся на чем-то очень сильно. Например, когда я поставила себе брекеты, мне казалось, что все люди смотрят мне на брекеты и слышат как я шепелявлю. Я провела опрос среди своих подписчиков и выяснилось, что 50% вообще ничего не заметило, а вторым 50% абсолютно…все равно.

Третья ошибка — усиленный контроль и плохой прогноз будущего. Когда ты тревожен — тебе кажется, что ты не справишься и это будет точно провальное выступление. На это накладывается контроль, когда ты пытаешься абсолютно все контролировать и естественно…не можешь.


Влада Попутаровская.

Дария Бикбаева, спикер TEDx, дизайнер эмоций событий, автор книг

А: Заметили ли вы появление девушек-экспертов на сцене и усиление их влияния?

Д: Я никогда не анализировала, кого больше на сцене. Я думаю, нас одинаково. Во-вторых, все очень сильно зависит от культурного кода страны. Есть страны, где это невозможно, есть страны, где, наоборот, одни женщины это делают. У меня недавно было такое турне, когда за месяц я побывала в Хорватии, Италии и Стамбуле. И очень интересно гулять и просто смотреть. Когда ты идешь в Хорватии, то в кафе сидят одни мужчины и ни одной женщины. Это тоже определенный культурный код. В Стамбуле работают только одни мужчины — в ресторанах, магазинах. У нас этого нет. У нас на этих должностях работают в основном женщины.

А: В чем заключается культурный код России?

Д: Я наблюдаю, что у нас женщин гораздо больше, чем мужчин. И я понимаю, что корни в войнах и репрессиях, когда у нас уничтожали самых умных, красивых и здоровых. Например, когда в 18 лет я выходила замуж, то я была старозамужней. Это значит, что тебя уже поздно замуж взяли. Сейчас все меняется. В мое время, когда тебя брали в жены, — это считалось круто. Это, наверное, от бабушек доставшееся, что вот он пришел с войны и бери его таким какой он есть, радуйся, что у тебя есть мужчина. И в русских женщинах до сих пор отслеживается этот код. Может быть, поэтому мужчин в каких-то областях больше.

Мое резюме:

Если продолжить разговор о культурном коде и наших традициях, то раньше существовало такое слово как «Большуха». Малый академический словарь толкует его как «старшая в доме, хозяйка». Если говорить нашим языком, она была главным спикером в семье и получала право говорить и поучать ближе к 40 годам. Странное совпадение, но самые частые запросы от моих клиентов, которые вдруг ощутили в себе потребность делиться пользой и выступать, приходят от людей на рубеже 40-летия.

Анна Вокина, знаток народной культуры и её встраивания в современный мир

А: Анна, кто такая Большуха?

Анна: Когда девушка, невеста приходила в семью мужа, то она была никто и звали ее никак. Всем рулила свекровь и она звалась Большуха. Невеста рожала ребенка для этой семьи и если ей вдруг приходила мысль уйти — ее дети оставались у мужа. И ей ничего не оставалось, как быть лояльной к семье мужа.

И только когда дети вырастали и она женила своего последнего сына — она повышалась в статусе до Большухи. Это происходило где-то в 40 лет. И на каком-то генетическом уровне женщины это очень хорошо ощущают. Я сейчас как раз в возрасте Большухи и только сейчас «выдохнула», потому что я больше не конкурирую, я больше не ровня. Я имею право поучать, направлять и быть хранительницей мудрости по праву возраста и опыта.


Анна Вокина.

Лариса Парфентьева, спикер TEDx, автор бестселлера «100 способов изменить жизнь» и «33+ алфавит жизненных историй»

А: Что бы ты порекомендовала девушкам, которые твердо решили отложить «ментальную сковородку» и стать спикерами?

Л: Для начала нужно понять, как вам легче выступать. Есть такое деление на квестимов и деклатимов. Деклатимы — это люди, которые выходят и сразу начинают рассказывать и им хорошо. Квестимам нужны вопросы из зала, они наполняются так энергией. Сейчас я стараюсь как можно меньше говорить и больше отвечать на вопросы, я прямо раскрываюсь, когда на них отвечаю. Вторая рекомендация — найти свою точку уверенности. Есть люди, которые черпают уверенность, если у них слово в слово прописано. А есть люди, которым категорически запрещено все прописывать, так как они, пытаясь вспоминать текст, начинают тормозить. Важно себя понять и решить, как вам готовиться — слово в слово прописывать, тезисно или совершенно не готовиться. Мне также помогает перед выступлением попрыгать, разогнать энергию и заранее подготовиться к ответам на возможные вопросы. И все-таки шутки. Они нужны.


Лариса Парфентьева.

Дария Бикбаева, спикер TEDx, дизайнер эмоций событий, автор книг

А: Как вы настраиваетесь на выступление? Есть ли какой-то чемоданчик с инструментами?

Д: Есть такое правило, что чем меньше у тебя времени на сцене — тем больше ты должна готовиться. Если тебе дали 2 часа — ты можешь готовиться полчаса. Если, как у меня было на TEDx, 18 минут, где ты должен большую тему упаковать коротко — нужно готовиться много.

Начало выступления очень важно, и я всегда его внимательно готовлю. Сейчас я показываю ролик на 2 минуты, который про меня все рассказывает и обычно он снимает все вопросы. Также он создает атмосферу доверия ко мне. Большая аудитория в начале оценивает тебя визуально, и если есть прикольная деталь в одежде, то начинает за ней наблюдать, так легче приковать внимание.

И еще важно. Если у меня готова презентация, я всегда прихожу на выступление заранее — сканирую настроение, вопросы и обычно всегда ухожу в гримерку и переделываю выступление. Нельзя работать на аудиторию по стандарту.


Дария Бикбаева.

Радмила Хакова, колумнист Cosmopolitan, автор книги «147 свиданий»

А: Есть ли какой-то особый женский путь спикера?

Р: Я думаю, что его нет. Я думаю, что есть пути у личности. И у личность есть пол. В зависимости от пола у общества есть предрассудки относительно этого пола.

Татьяна Печерская, продюсер форумов, основатель @showwomanrussia.

А: Татьяна, одной из проблем для девушек я вижу, что очень мало ролевых моделей. Другими словами, ты открываешь шкаф и «примерить», надеть на себя соверешенно нечего. Кто лично вам нравится из девушек-спикеров?

Л: Мои лидеры такие среди девушек-спикеров:

1. Таисия Петренко, мастер по вумбилдингу

2. Моника Беати, этикет

3. Наталья Веда, ведущая

4. Раяна Ахметзянова, ведущая

А: Какие действия нужно сделать, чтобы стать профессиональным спикером?

Т: Я опираюсь на свой опыт. Это 3 шага.

Накопить опыт, который полезен твоей аудитории и решить конкретно для себя, что ты хочешь стать спикером. А потом действовать! Ждать ничего не нужно, надо действовать.

А: Какие темы сейчас востребованы на форумах?

Т: Сейчас это 3 темы:

1. Мотивационные спикеры

2. SMM

3. Личный бренд

А: Какой на твой взгляд самый эффективный путь, чтобы выстрелить как спикер?

Т: Есть 2 пути. Если хочется выступать, вы чувствуете, что у вас есть миссия, то нужно напрашиваться на форумы, брать хотя бы 15 минут и выступать. Плюс начинать вести вебинары. Мне кажется, что это самый эффективный путь.


Татьяна Печерская.

***

Если вы давно хотели начать выступать, быть услышанной — сейчас самое время. Формирование рынка профессиональных спикеров-девушек только происходит. Сейчас самое время занять свое место под солнцем.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи