Формула менеджмента
Искусство действия: теория бизнеса от военных стратегов
5 января 683 просмотра
Формула менеджмента
Искусство действия: теория бизнеса от военных стратегов
5 января 683 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Организационная согласованность — одна из самых серьезных задач для бизнеса. У многих есть прекрасные стратегии, но «войска не маршируют в ногу». Как обеспечить слаженную работу команды, чтобы достичь поставленной цели?

В книге «Искусство действия» вы найдете рассказ о том, что произошло около 200 лет назад. Это история одной организации, но не компании, а армии. Она прошла такой же путь, который сейчас проходят многие бизнес-организации. Вот почему мы можем здесь многому научиться.

Чем дальше в прошлое мы смотрим, тем дальше в будущее сможем заглянуть. Попробуем?

Много деятельности, мало действия

Стивен Банглей, бизнес-консультант и военный историк, написал эту книгу на основе исследований прусской армии XIX века. В непредсказуемой обстановке боевых действий она научилась добиваться выдающихся результатов. Банглей уверен: дело не в нациях или личностях, а в армии как организации.

В компаниях часто происходит то же, через что прошла прусская армия, чтобы превратиться в эффективный механизм. Самая серьезная проблема — не стратегия, а ее реализация. У нас много деятельности, но мало действия. Мир стал динамичным и непредсказуемым, а мы по инерции делаем то, что привыкли.

В этой книге — концепция, инструменты и методы, которые помогут создавать продуктивные команды в современном мире, здесь и сейчас.

Стратегия как замысел

Создать идеальный план невозможно, так что даже не пытайтесь. Не планируйте то, что выходит за рамки обстоятельств, которые вы можете предвидеть. Вместо этого используйте знания, которые вам доступны, чтобы определить, каких конечных результатов действительно должна достичь ваша компания.

Формулируйте стратегию как замысел, а не как план.


«Книга помогает мыслить. Ее стоит изучать не только лидерам и топ-менеджерам, но и руководителям подразделений и даже отдельным специалистам», — из предисловия Алексея Кудрина

Определив, что имеет наибольшее значение в текущий момент, донесите это до остальных и распределите ответственность. Послание должно быть простым. Не говорите людям, что им делать и как. Все, что нужно, — как можно более четко сформулировать замысел.

Auftragstaktik, или Миссия выполнима

Генерал Хельмут фон Мольтке разработал базовую модель деятельности армии, получившую известность как Auftragstaktik («тактика поручений»). Он считал: предоставление подчиненным самостоятельности при выполнении задачи — это принципиально важно. Бизнес пришел к этой идее только во второй половине ХХ века.

Фон Мольтке рекомендовал применять каскадный процесс, при котором цели устанавливаются на самом высоком уровне и конкретизируются на каждом из последующих. С более высокого на более низкий уровень нужно передавать следующую информацию:

  • сведения о ситуации в организации в целом;
  • характеристику общей цели;
  • намерения руководителей высшего звена;
  • описание конкретной роли, которую должно сыграть подразделение;
  • описание границ, в которых подразделение располагает свободой действий.
Сообщая подчиненным только то, что им следует знать, мы формируем свободное пространство для решений.

Доверие

Люди хотят жить и преуспевать, поэтому они стремятся действовать так, чтобы этого добиться. Распределение наград и денег — часть корпоративного языка, который рассказывает, что ценится на деле, а не на словах.

Если вас призывают использовать инновационный подход, но руководство предпочитает проверенные методы, вы будете придерживаться заданного курса. Если вас призывают рисковать, но никого из тех, кто совершил ошибку, никогда не продвигали по службе, вы затаитесь.

Организации — это человеческие системы, и они функционируют только в том случае, если работающие в них люди могут доверять мнениям друг друга

Стратегия бизнеса

Слово «стратегия» происходит от греческого strategos (στρατηγός) — «военачальник». Но бизнес — это не война, поэтому надо правильно выбрать перспективу. В книге — принципы, которые позволят организации добиться поставленных целей и получить конкурентное преимущество в сложной и быстро меняющейся среде.

«Искусство действия» — это руководство по стратегии, которое опирается на идеи прошлого, но работает в условиях XXI века.

Читайте в книге:

  • Хроники Прусской армии и теория Карла фон Клаузевица
  • Три разрыва в бизнесе: разрыв в знаниях, разрыв в согласованности, разрыв в результатах. Что с ними делать?
  • Стратегия, тактика и исполнение
  • Как соотнести цели и показатели
  • «Что мне нужно делать?»
  • Лидерство на основе доверия

В этой книге — общие принципы и подходы, основанные на уроках истории. Оценивайте их и используйте. И помните, что их применение — не наука, а искусство.
Искусство действия.
P.S. Подпишитесь на рассылку книг по бизнесу

Похожие статьи