Джон Чемберс — бывший руководитель компании Cisco. За годы работы Чемберс сыграл важную роль в повышении ее стоимости с 70 миллионов долларов в 1991 году до 1,2 миллиардов в 1995, когда он стал СЕО компании. На волне бума доткомов стоимость компании поднималась до 550 миллиардов, обеспечив ей звание самой дорогой в мире. В книге «Соединяя точки» Чемберс рассказывает о своих принципах и дает ценные лидерские уроки. Публикуем несколько из них.
1. Совершите подрыв — или он случится с вами.
Соединяя точки
«Подрывные инновации» — инновации, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют свое значение. Приветствуйте цифровизацию и технологии, которые полностью изменят ваш образ жизни, стиль работы и способ ведения бизнеса. Темпы и масштабы подрывного процесса растут. Ищите отраслевых новаторов, стартапы, новые технологии и, главное, изменения в поведении клиентов. Нельзя подготовиться к жизни в мире будущего, не представив себе этот мир.
2. Меняйтесь раньше, чем вам придется это сделать.
Лучшее время для перемен наступает тогда, когда ваш бизнес еще процветает и вы пользуетесь доверием клиентов. Опробуйте новые технологии и примите философию постоянных перемен.
3. Выходите из зоны комфорта.
Мыслите как подросток. Ваша задача — встряхнуть ситуацию и понять, что упустили другие.
Попытайтесь отбросить предвзятость, которая ведет к привычным выводам. Относитесь к каждому клиенту и каждой встрече как к возможности собрать данные и чему-то научиться. На что эти люди обращают особое внимание и что их беспокоит?
4. Четко опишите успех (желаемый результат)
Оценивайте прогресс после каждого очередного шага. Вдохновляющая цель не должна быть неясной. Если вы хотите стать первым в своей отрасли, опишите, как это выглядит и что нужно, чтобы этого добиться. Помогите остальным визуализировать процесс.
5. Не расширяйте бизнес, если нет спроса.
Если ваши клиенты не заинтересованы в том, что вы делаете, спросите себя почему.
6. Применяйте аутсорсинг.
Применяйте аутсорсинг в случае второстепенных задач, чтобы полностью погрузиться в ключевые виды деятельности, но контролируйте их выполнение.
7. Не паникуйте в кризис.
Чем серьезнее кризис, тем спокойнее вы должны быть. Поддавшись эмоциям, вы будете принимать поспешные, импульсивные решения, а члены вашей команды и клиенты — паниковать.
8. Определите причину неудач
При любой неудаче сначала определите, в какой степени она вызвана внутренними причинами, а в какой — ситуацией на рынке. Посмотрите вокруг: кто еще столкнулся с трудностями и почему это произошло? Анализируйте цифры, но разговаривайте с людьми, которые за ними стоят: сотрудниками, поставщиками, коллегами и, главное, с клиентами.
Никогда не исчезайте и не занимайте оборонительную позицию. Встречайтесь с клиентами и сотрудниками. Как на них влияет сложившаяся ситуация? Что бы они изменили? В чем они уязвимы, и как вы можете помочь друг другу с этим справиться? Клиенты должны узнать о ваших проблемах от вас, а не из СМИ. Выясните, что необходимо исправить, и сделайте это быстро. В идеале ситуацию нужно исправлять один раз, но решительно.
Теперь ваша краткосрочная цель — выжить и вернуться к росту. Если ваша стратегия была эффективной, а проблемы обусловлены внешними факторами, целесообразно придерживаться прежней стратегии с некоторыми изменениями.
9. Не продавайте клиентам то, что им не нужно.
Деньги, которые вы заработаете сегодня, дорого вам обойдутся. Валюта будущего для компаний — это информация (данные) и доверие, а во взаимоотношениях с клиентами — доверие и репутация. Сфокусируйтесь на помощи клиентам в достижении требуемых результатов, а не просто на продаже им своих продуктов.
10. Оценивайте кандидатов в вашу компанию по семи ключевым характеристикам:
— прошлые результаты,
— умение формировать команды,
— знание отрасли,
— коммуникативные навыки,
— способность быть командным игроком,
— соответствие вашей культуре,
— стремление ставить интересы клиентов превыше всего.
11. И помните:
Вы не настолько хороши, как думают люди, когда дела идут хорошо, и не настолько плохи, как думают люди, когда наступают трудные времена. Лидеры всегда одиноки, особенно в период неизбежных неудач.
Материал подготовлен по книге «Соединяя точки».
Изображения: pixabay