Если вы пишете бизнес-тексты, как привлечь внимание читателя к себе, убедить его в своей правоте? Как стать серьезным автором, пишущим для серьезных людей и способным добиваться серьезных результатов. Сегодня говорим о том, как быть правдивым. Наш верный помощник — «Бизнес-копирайтинг» — книга Дениса Каплунова, одного из самых ярких и успешных современных копирайтеров.
Пишите правду
Звучит банально, но, учитывая современные реалии, нельзя пройти мимо этого пункта.
Бизнес-копирайтинг
Отметим, что неправдой, помимо, разумеется, откровенной лжи, также является:
1) предоставление неполной информации;
2) сокрытие определенных условий;
3) присвоение мнению ранга правила или закона;
4) непроверенные данные;
5) необоснованное «экспертное мнение»;
6) устаревшие сведения;
7) освещение ситуации только с одной стороны.
При желании можно дополнить этот список и другими пунктами. Все мы слышали, как в зале суда каждый свидетель, прежде чем давать показания, произносит: «Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды». Теперь перейдем к сфере письменных коммуникаций и слегка перефразируем известное высказывание: «Клянусь писать правду, только правду и ничего, кроме правды».
Если у человека после изучения информации осталось ощущение ясности и нет больше вопросов — к такому ходу он отнесется положительно. Запомните: правда должна быть абсолютной, а не относительной. Как говорят мексиканцы, «лучше честное сентаво, чем фальшивое песо».
20 способов быть правдивым
Вся соль в том, что вы можете говорить правду, а клиент вам не поверит. Не нужно стараться его переубедить. Лучше подумать, правилен ли ваш способ подачи правдивой информации. Итак, задача — вызвать доверие. Вот как у вас получится быть честным и откровенным с читателем.
1. Не давайте сверхобещаний, всегда обещайте то, что в силах выполнить — вовремя и в полном объеме.
2. Никогда не присваивайте в тексте идеи, теории и мысли других людей — рано или поздно обман раскроется.
3. Откажитесь от языка преувеличений — говорите все как есть, не накручивайте.
4. Забудьте про Ctrl+C и Ctrl+V — хватит уже копировать тексты, отдельные фрагменты или даже высказывания. Чем больше вы используете слова других людей, тем быстрее лишаетесь авторской самобытности.
5. Говорите честно, где и кем произведен товар, которым вы торгуете.
6. Описывайте товар и услугу полностью — читатель должен знать про каждую деталь.
7. Делая клиентам специальные предложения, не забудьте сообщить читателям обо всех условиях, при которых оно актуально. И не мелким шрифтом — это дурной тон.
8. «У товара есть только преимущества…» Это не совсем хорошо, ибо такого по определению не бывает. Отсутствие недостатков у серьезных людей вызывает подозрение. А серьезные авторы умеют недостатки переводить в преимущества.
9. Не забывайте сообщать о противопоказаниях. Есть группа товаров и услуг, которые нельзя или нецелесообразно использовать в определенных случаях. Не хочется говорить об этом? Тогда начните с указания, в каких случаях лучше всего использовать предлагаемый товар.
10. Говорите правду о сырье. Читателям порой очень важно понимать, из чего сделан предлагаемый товар. Если не скажете — плохо, если обманете — еще хуже.
11. Будьте точны с информацией о сроках действия: если вы что-то обещаете клиентам с привязкой к конкретному сроку, проследите, чтобы он был реальным, а не придуманным или «максимально оптимистическим» (что случается один раз из ста).
12. Перепроверяйте факты — в текстах могут встречаться различные факты и данные исследований. Если вы их откуда-то взяли, лучше перепроверьте. Если решили что-то придумать — когда-нибудь ваш обман раскроется. Как правило, это происходит в самый неподходящий момент.
13. Искажение фактов — не ваш выбор. Да, порой встречается искажение фактов или их самовольная трактовка, отдаленная от реалий. Лучше тогда вообще обойтись без фактической информации.
14. Не нужно никаких авторских интерпретаций, не становитесь «желтым» журналистом, выдвигающим сомнительные теории на основании собственного мнения о каком-то объекте, предмете, событии и т. д.
15. Не обманывайте в фотографиях — благодаря различным программам обработки изображений любую фотографию можно представить в самых разных ракурсах. Пусть ваши фотографии говорят правду.
16. Приводя правило, всегда упоминайте об исключениях — читателю нужно это знать. Такой ход формирует доверительное отношение.
17. Не используйте вымышленные отзывы от вымышленных клиентов, рассказывающих о вымышленном сотрудничестве с вашей компанией. Это вообще по-детски.
18. Если вы что-то с чем-то сравниваете, убедитесь, что объекты вообще поддаются сравнению. Да, эффектные сравнения убеждают, но лживые убивают доверие.
19. Если вы о чем-то говорите «бесплатно» — оно таковым и должно оставаться.
20. Не шутите с ценами. Вообще не шутите. В этом отношении очень хорош принцип защиты прав потребителей: если в чеке указана цена, которая выше отметки на ценнике, вы имеете полное право купить по цене на ярлыке.
Правы были наши предки, утверждавшие: «Никогда не обманывайте, тогда вам ничего не нужно будет запоминать». Конечно, писать правду сложно. Особенно когда есть столько возможностей не договорить. Но, поверьте, писать правду престижно. Как сказала Энн Ламотт, писатель и автор книги о писательском мастерстве «Птица за птицей», «хорошо писать — значит рассказывать правду».
По материалам книги «Бизнес-копирайтинг».
Фото: pixabay.com