Даже отличной бизнес-модели может оказаться недостаточно, чтобы гарантировать успех продукта. Инновации практически по определению угрожают сложившемуся положению вещей, поэтому они часто вызывают страх и сопротивление со стороны трех заинтересованных сторон — сотрудников компании, ее деловых партнеров и общества в целом.
Начинающие инноваторы оставляют эту негативную реакцию без внимания, подвергая риску продукт и компанию. Однако страх перед инновациями преодолевается разъяснительной работой со всеми, кто склонен его испытывать. Разбираемся вместе с книгой «Стратегия голубого океана: избранные статьи».
Сотрудники
Неумение устранить опасения сотрудников по поводу инноваций и их влияния на рабочий процесс может дорого обойтись компании. Когда руководство Merrill Lynch объявило о планах создания онлайнового брокерского сервиса, цена на ее акции упала на 14%, поскольку появились сообщения о внутренних конфликтах, которые вызвала эта идея в крупном брокерском подразделении компании.
Merrill Lynch — крупный американский инвестиционный банк.
Руководство вместе с сотрудниками ищет способы устранить угрозы, чтобы в компании выиграли все, несмотря на изменение ролей, обязанностей и размера вознаграждения.
В отличие от Merrill Lynch, компания Morgan Stanley Dean Witter предложила сотрудникам открыто обсуждать новую стратегию компании в связи с появлением интернета. Усилия руководства полностью себя оправдали. Когда компания официально объявила о запуске нового электронного проекта, уже было известно, что сотрудники Morgan приветствуют инициативу менеджеров. Курс акций компании повысился в итоге на 13%.
Morgan Stanley — американский финансовый конгломерат.
Бизнес-партнеры
Сопротивление партнеров, которые боятся, что новая идея угрожает их доходам или позиции на рынке, может иметь более серьезные последствия, чем недовольство сотрудников. С такой проблемой столкнулась компания SAP в процессе разработки AcceleratedSAP (ASAP) — более быстродействующей версии продукта R/3. Пакет программ ASAP впервые делал программное обеспечение ERP доступным для среднего и малого бизнеса.
Проблема заключалась в том, что разработка ASAP требовала активного участия консалтинговых компаний, которые уже получали значительную прибыль от внедрения других продуктов SAP. У них не было стимула внедрять новый продукт. Чтобы решить проблему, SAP открыто обсудила ситуацию с партнерами. Ее топ-менеджеры убедили руководство консалтинговых компаний в том, что сотрудничество расширит поле их деятельности. Хотя сроки внедрения ASAP в средних и небольших компаниях были невелики, консультанты получили доступ к новой клиентской базе, что с избытком компенсировало меньшую прибыль. Кроме того, новая система дала консультантам возможность продемонстрировать клиентам, что, в отличие от предыдущих версий, внедрение программного обеспечения ERP занимает не так много времени.
Общество в целом
Сопротивляться инновациям может и все общество, особенно если инновации являются результатом технологического прорыва, который ставит под угрозу устоявшиеся социальные или политические нормы. Последствия могут оказаться разрушительными.
Рассмотрим в качестве примера компанию Monsanto, которая выпускает генетически модифицированные семена. Намерения этой компании с самого начала вызвали сомнения у европейских потребителей. Причиной тому организации по защите окружающей среды — Greenpeace, Friends of the Earth и Soil Association. Резкая критика со стороны зеленых получила большой резонанс в Европе, исторически озабоченной природоохранными проблемами и имеющей мощные сельскохозяйственные лобби.
Ей стоило первой объяснить экологическим организациям и широкой общественности, в чем преимущества генетически модифицированных семян перед обычными, каков их потенциал в борьбе с голодом и болезнями. Сразу после выхода продуктов на рынок Monsanto необходимо было предоставить потребителям возможность выбора между органическими и генетически модифицированными продуктами. Она могла разработать маркировку для продуктов, выращенных из генетически модифицированных семян.
Если бы в Monsanto предприняли эти шаги, вместо жесткой критики компания завоевала бы доверие общества и заслужила бы почетную репутацию поставщика жизненно важной технологии.
Жизнеспособные бизнес-идеи
Разъяснительная работа с сотрудниками, партнерами и обществом заключается в том, чтобы рассказать об инновации и открыто обсудить, насколько она необходима. Важно донести информацию о ее достоинствах и сформировать четкие ожидания от результатов внедрения идеи. Заинтересованным сторонам необходимо знать, что их услышали и неожиданностей не предвидится. Компании, которые организуют такой диалог, обнаружат в итоге, что затраченные время и усилия окупятся с лихвой.
Выпуск нового продукта — непредсказуемый процесс, многие менеджеры считают его лотереей, потому что приходится платить за ошибки и неизвестно, сорвешь ли джек-пот. В такой точке зрения есть доля правды. В инновациях всегда будет элемент удачи — и даже магии. Никто не может предвидеть будущее.
Однако представленная концептуальная модель в значительной мере снимает с инноваций ореол загадочности и переводит их в категорию бизнеса, поддающегося планированию. Если проанализировать идею с помощью представленных здесь инструментов, а затем предъявить ее всем заинтересованным сторонам, то можно спать спокойно: бизнес-идея жизнеспособна.
По материалам книги «Стратегия голубого океана: избранные статьи».
Изображения: источник.