Если вы не готовы читать длинное вступление, сразу скажем, что роадмап — это краткосрочный или долгосрочный план выпуска производителем какого-либо продукта. Теперь можете пропустить три абзаца и сразу читать про его особенности. Мы подсмотрели их в нашей новинке «Лидеры продукта». Там еще много интересного и полезного.
Невидимый труд
Готовый, блестяще реализованный продукт кажется идеальным. Мы видим только великолепное воплощение и предвкушаем лишь положительный опыт использования. Чего мы не видим, так это сколько труда вложено в этот шедевр. И сколько людей и процессов задействовано в его производстве. Это общее правило для лучших продуктов. За всеми стоит отличная команда, которая следовала роадмапу продукта — от задумки до реализации — и показала прекрасный результат.
Лидеры продукта
Вот сколько разных людей и элементов вовлечены в любой качественный продукт: лидер и/или менеджер продукта, команда продукта (дизайнеры, инженеры, тестировщики и т. д.), компоненты, роадмап, методы, маркетологи, рекламщики и, конечно, клиенты. Как и в кулинарии, замена любого ингредиента (члена команды) может привести к совершенно иному результату. Иногда это к лучшему, но чаще получается совершенно не то, что планировали вы и чего хотели бы пользователи.
Верно и то, что если слишком тщательно придерживаться рецепта и процесса, то никогда не откроешь новых вкусовых сочетаний. Поэтому, хотя у лучших поваров на кухне царит строгая дисциплина, они все же изыскивают время для экспериментов и улучшений. Главное — использовать надежный фреймворк и быть гибким в его рамках.
Он не заменит отлаженный процесс или хорошую команду, но сфокусирует людей и процесс на лучшем для клиента результате.
Как роадмап способствует реализации продукта?
Фокус
Сначала мы обозреваем фронт работ и сосредотачиваемся на ключевых ценностях. Для достижения результата это не просто желательно, а необходимо. Роадмап также помогает понять, что не стоит нашего внимания. Развивая кулинарные аналогии, можно сказать: «Мы печем лучшие пироги. Не печенье, не пирожные, а именно пироги».
Согласованность
Роадмап обеспечивает согласованность. Вся команда движется к единой цели. Как только роадмап обсужден, команда понимает, какова роль у каждого и к какому результату ведут усилия. На кухне мы бы сказали: «Теперь все всё знают про начинку и украшение пирога, а также про то, сколько времени займет весь процесс — от замеса до выпечки».
Приоритеты
Знать, что делать, — только полдела, вторая половина — знать когда. Приоритеты — вот ключевая составляющая эффективного роадмапа. То есть утверждение «У нас нет на это времени» следует конкретизировать: «Это не входит в список приоритетных действий на пути к успеху».
Наглядность
Возможность видеть, как команда работает и что она делает, существенно упрощает процесс. В роадмапе сразу видны потенциальные подводные камни и возможности, если работа организована в соответствии с приоритетами и значимостью. Если сейчас 15:00, а пирог должен красоваться на прилавке магазина к 10:00 следующего утра, то можно наметить этапы работы в этом промежутке времени.
Координация
Дублирование функций и несогласованность, снижающие производительность, очень нервируют. Организовать работу команды в едином ритме необходимо для создания и поддержания движущей силы.
Каждый должен знать, в чем заключается его личный вклад и как он связан с работой остальных. Здесь уместно вспомнить, что «у семи нянек дитя без глазу».
Видение
Лучшие компании всегда четко представляют, куда идут. Идеальное видение описывает райскую картинку для клиентов. Ведь все это не ради вас, а ради них. Самая известная и, возможно, лучшая клиентоориентированная концепция была у Disney — «делать людей счастливыми». Это ясно говорит о том, чем следует заниматься ежедневно. Вы только что порадовали клиента, доставив ему вкусный и красивый пирог. Что предложить людям дальше? В оперативном плане должно быть описано, как перейти к долгосрочным отношениям с клиентом.
Теперь вы знаете, что такое роадмап. В заключении давайте проясним, чем он не является:
— это не план релизов — не вносите даты и графики;
— это не перечень функций и/или элементов, пользовательских историй и подлежащих выполнению задач. Для роадмапа это мелочи;
— это не обязательство, а динамичный ориентир, изменяющийся с поступлением новой информации;
— это не всеобщий документ. Поскольку нужны маленькие, автономные и кроссфункциональные команды, сосредоточенные на конкретных задачах по продукту, то у каждой должен быть свой роадмап;
— успешный роадмап — это не диаграмма Гантта, т.е. взаимозависимости и каскадные связи не годятся для этого уровня планирования
Роадмап — это некий артефакт, обозначающий направление действий к воплощению видения продукта. Это документ, который отличается (должен отличаться) от плана релизов, где описывается, что именно запускается, когда и кто над этим работает.
Подготовлено по книге «Лидеры продукта».
Изображения: источник.