В книге «Привычки лидера» эксперт по организационной психологии Мартин Ланик предлагает новаторский подход к развитию лидерских навыков.
Суть метода заключается в том, чтобы ежедневно выполнять несложные пятиминутные упражнения. Постепенно вы сможете развить и закрепить у себя основные лидерские привычки, которые станут ключом к вашему профессиональному росту.
Рассказываем, как это работает, и делимся полезными упражнениями из книги.
Что такое привычка?
Привычка — это автоматически воспроизводимое действие, которое происходит без сознательного усилия, как бы само собой. В этот момент мы можем фантазировать о чем-либо, обдумывать детали встречи, планировать совещание или прикидывать варианты отпуска.
Именно благодаря привычкам мы ходим, не задумываясь, в какой последовательности передвигать ноги; быстро читаем и пишем, не складывая в голове буквы в слоги; водим машину; играем на музыкальных инструментах; катаемся на лыжах; плаваем; пользуемся интернетом; понимаем речь и поддерживаем разговор…
К привычным относится половина, если не больше, ваших действий. То, как вы начинаете рабочий день, проводите встречи, как отвечаете на письма и звонки, как общаетесь с коллегами, — все это в какой-то степени зависит от привычек: как хороших, так и тех, от которых лучше бы избавиться.
Ваше повседневное поведение, в том числе профессиональное, по большей части является привычным и обрабатывается автоматически, без участия сознания. Источник
Эффективное лидерство — это тоже всего лишь набор привычек. Хорошая новость в том, что любой человек может их у себя сформировать. Для этого не надо ничего запоминать или заучивать. Нужно лишь ежедневно практиковаться, пока определенные действия не станут автоматическими.
Шаг за шагом
Чтобы сформировать привычку, лучше разбить сложные действия на серию коротких фрагментов и тренировать их поэтапно. Именно так происходит обучение игре на музыкальном инструменте, именно так ребенок учится ходить. В принципе, любая человеческая активность состоит из комплекса коротких операций, заучить которые одновременно практически невозможно.
Существуют двадцать два основных навыка успешного лидера. И каждый из них — комплекс нескольких умений, которые довольно трудно освоить в один присест.
Поэтому Мартин Ланик разбил каждый сложный навык на отдельные микрозадачи — простые пятиминутные упражнения. Вам нужно выбрать всего одно умение и ежедневно тренировать его, пока оно не станет автоматическим (практиковаться надо как минимум два-три месяца). Потом можно переходить к следующему шагу.
Одна маленькая привычка — большие перемены
Если каждое умение (а всего их семьдесят девять) осваивается и встраивается в ваше поведение поочередно, то сколько же времени займет отработка всех микрозадач? При самых скромных подсчетах на это должно уйти примерно четырнадцать лет жизни.
Возможно ли как-то ускорить или сократить обучение? К счастью, способ есть. Дело в том, что одна сильная привычка запускает цепную реакцию и влечет за собой развитие ряда других навыков, которые вы еще не практиковали.
Всего одна новая привычка трансформирует множество самых разных аспектов вашей жизни и ускоряет темп профессионального роста. Источник
Ниже — несколько основных лидерских навыков, к тренировке которых вы можете приступить уже сегодня. Прямо сейчас выберите любое упражнение, которое вам по душе, — и начинайте практиковаться!
Навык: выбор приоритетов
Всем нам это хорошо знакомо: всегда кажется, что работы больше, чем часов в сутках. Только правильный выбор приоритетов позволяет сосредоточить усилия на выполнении более важных задач и проектов.
Если не сделать это вовремя, все будет представляться одинаково важным, вы будете пытаться одновременно охватить разные задачи и разрываться между ними, не имея возможности на ходу определить, как эффективнее тратить время и энергию.
Необходимо уметь устанавливать, какие задачи первостепенны, а какие можно отложить на потом. Источник
В полной мере это относится и к деятельности команд. Без четких приоритетов члены команды не могут нормально координировать свои действия, чувствуют себя перегруженными работой, а зачастую просто перестают понимать, что и когда нужно делать.
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Вы чувствуете, что вас захлестнуло слишком много первоочередных задач.
- Вы думаете, что каждая из задач одинаково важна.
- Вы не умеете как следует управлять своим временем и из-за этого не укладываетесь в поставленные сроки.
- Вы не умеете отказывать людям и часто берете на себя слишком много работы.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Разбивайте проекты на задачи
Конечно, новые проекты приходится начинать не каждый день, но вы можете привыкнуть разбивать свои ежедневные задачи на шаги, их составляющие, используя это упражнение.
Выберите из списка дел задачу и запишите два-три действия, которые нужно предпринять, чтобы она была выполнена. Предположим, вам сегодня надо подготовить презентацию. Предстоит сделать два шага: создать слайды и написать заметки для докладчика.
2. Разграничивайте текущие задачи по степени важности
Вы можете приучить себя к такому подходу, начиная каждый рабочий день с этого простого упражнения. Сядьте за стол, запишите две или три наиболее важные задачи, которые следует выполнить сегодня. И выполняйте их в первую очередь.
3. Выделите соответствующее время на выполнение работы
Эта поведенческая микромодель требует от вас точной оценки времени, необходимого для выполнения конкретной задачи. Без этого трудно планировать свою работу и завершать ее в срок.
Развить такую привычку поможет следующее упражнение. Добавив новую задачу в список дел, оцените время, которое, по вашим подсчетам, займет ее выполнение, и запишите его здесь же.
Навык: делегирование ответственности
Хороший руководитель ценит свою команду и понимает, что в одиночку, без помощи подчиненных, он не справится. Нужно уметь доверять и распределять обязанности.
При правильном руководстве команда, понимающая свои цели и обладающая средствами для их достижения, намного быстрее добьется результатов, чем один, пусть и самый эффективный, лидер.
Если вы взваливаете всю работу на себя, то не только перегружаетесь сами, но и тормозите общий процесс, потому что сотрудники ждут завершения задач, за которые вы взялись.
Когда делегирование не осуществляется, страдает производительность команды. Источник
С другой стороны, проблемой может стать прямо противоположная манера — стремление как можно быстрее раздать задания. Это чревато тем, что сотрудники, не обладающие должной квалификацией, получают работу, с которой у них мало шансов успешно справиться.
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Ваша любимая фраза: «Хочешь, чтобы было сделано хорошо, делай сам».
- Вы взвалили на себя непосильное количество проектов.
- Вы контролируете каждый шаг подчиненных.
- Вы нагружаете подчиненных работой, которая не соответствует их уровню квалификации, и они сопротивляются.
- Вы поручаете подчиненным работу, которой они не хотят заниматься.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Соответствие задания компетенции исполнителя
Выбрать для определенной работы соответствующего человека не так сложно, как иногда представляется. Понаблюдайте, оцените возможности сотрудника в контексте задания, чтобы не возложить на него непосильную задачу или, наоборот, не использовать опытного профессионала в сфере, которая ему неинтересна.
Развить навык правильного делегирования поможет следующее упражнение. Наметив кандидата, проясните для себя, достаточно ли человек компетентен: выпишите два самых важных качества, необходимых для выполнения задачи (например, умение планировать и коммуникативные способности), и оцените по пятибалльной шкале, насколько сотрудник ими владеет.
2. Соответствие задания мотивации исполнителя
Человек, которому вы делегируете задачу, должен быть заинтересован в ней, иначе у него не будет мотивации довести дело до конца. Даже если он справится, это будет сделано хуже или позже, чем вы рассчитываете.
Возьмите за правило: обрисовав потенциальному исполнителю суть задачи, обязательно задайте вопрос: «Будет ли вам интересно этим заниматься?». И запишите ответ. Если человеку неинтересно, найдите того, кому эта работа больше подходит.
3. Объясняйте, ЧТО, а не КАК нужно делать
Эта поведенческая модель противоположна микроменеджменту. Практикуя это упражнение, вы приучаетесь позволять сотрудникам самостоятельно решать, как они будут выполнять свою работу.
После того как вы расскажете подчиненному о задаче, которую хотите ему поручить, спросите: «Мне хотелось бы, чтобы вы сами выяснили, как это делать. У вас есть предположения о стратегии действий?». Обязательно запишите, что он ответит.
Навык: фокус на клиентов
Работа руководителя подразумевает множество оперативных ситуаций, требующих ежедневного активного участия. Это и разрешение внутренних конфликтов сотрудников, и нехватка ресурсов, и оспаривание необоснованности сроков. И все это обычно требует безотлагательного вмешательства, а значит, легко может отвлечь от вопросов, связанных с клиентами.
Как бы ни были важны острые ситуации, не забывайте: ваши клиенты — первоочередная причина существования вашей организации. Эффективный лидер должен помнить, что любые его решения отражаются на клиентах, а потому обязан всегда учитывать их потребности.
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Принимая решения, вы не вспоминаете о нуждах клиента.
- Вы плохо представляете своих клиентов.
- Клиенты к вам не возвращаются.
- Вы думаете, что давно знаете все о потребностях и желаниях ваших клиентов.
- Вы получаете много жалоб от клиентов на продукцию или сервисное обслуживание.
- В течение рабочего дня вы ни разу не задумываетесь о клиентах.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Обозначьте своего клиента
Объясните подчиненным, что клиент для вас и для них — это самое важное. Всегда конкретизируйте, кто ваши клиенты; введите в привычку упоминать их как в беседе с сотрудниками, так и в деловой переписке.
Обсудив способы решения проблемы, напомните команде, для кого именно вы работаете: «Это наилучшее решение для [определите клиента]».
2. Изучайте потребности своих клиентов
Держите руку на пульсе ваших сегодняшних и потенциальных потребителей. Чтобы представлять, каковы будут их желания в дальнейшем, регулярно практикуйте следующее упражнение.
Ежедневно, пообедав, выделяйте пять минут на изучение покупательского спроса в вашем сегменте рынка, почитайте отраслевой отчет или опрос клиентов. Запишите один новый для вас пункт.
3. Принимайте решения с учетом отклика потребителей
Решения, основанные на обратной связи с клиентами, стоит включить как поведенческий паттерн в вашу ежедневную практику.
Размышляя над наилучшим способом урегулирования ситуации, спросите себя: какой отклик клиентов я могу включить в свое решение и каким образом? Запишите свой ответ.
Навык: новаторский подход
Для совершенствования всегда есть место и повод. Улучшить обслуживание клиентов или существующий продукт, оптимизировать координацию внутри рабочего подразделения — всюду применим нестандартный, ранее не испробованный подход.
Инновация для того и нужна — заставить посмотреть на привычное другими глазами, чтобы произошли изменения в лучшую сторону.
Поощряйте креативность и инновации! Источник
Инновационное лидерство создает культуру экспериментаторства, развития и модернизации, вдохновляет людей мыслить широко и нестандартно. Постоянное совершенствование продуктов и сервиса обеспечивает компании стабильное конкурентное преимущество.
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Вы не хотите менять существующее положение дел.
- В смене привычного курса вы видите только риски.
- Когда предлагают что-то изменить, вы недоумеваете: чем плоха текущая ситуация?
- Все проблемы вы решаете одним способом.
- Вы не представляете, как может выглядеть креативное решение проблемы.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Поиск взаимосвязи между идеями, на первый взгляд не связанными друг с другом
Момент творческого озарения случается, когда вы обнаруживаете связь между событиями или явлениями, которые, на первый взгляд, нельзя объединить. Чтобы мыслить нестандартно, преодолеть внутренние стереотипы, практикуйте следующее упражнение.
Ключевым словом, указывающим на наличие взаимосвязи, является союз «но». Каждый раз, когда вы или кто-то другой, описывая две противоположности, говорит «но», спросите себя: а что может объединять эти две вроде бы ничем не связанные вещи/идеи? Запишите ответ.
Предположим, кто-то говорит: «Покупатели обожают наш новый продукт, но есть и те, кто его терпеть не может». Полярные взгляды здесь объединены, как ни странно, яркой эмоциональной реакцией: как бы покупатели к продукту ни относились, равнодушных нет.
2. Мозговой штурм как поиск творческого подхода
В контексте этого упражнения креативность означает решение проблемы оригинальным, нетрадиционным способом. Вы можете ежедневно практиковать такой мозговой штурм, представляя, что у вас есть ничем не ограниченный бюджет.
Узнав о проблеме, спросите себя, как бы вы ее решили, если бы располагали всеми деньгами в мире. Запишите одну идею.
3. Не бойтесь экспериментировать
Стимулируйте окружающих проявлять креативность; вполне вероятно, что даже самые неожиданные идеи можно будет воплотить на практике, слегка переработав или пустив в тестовом режиме.
Практикуйте следующее упражнение: когда кто-то предлагает новую идею, спросите, как конкретно он думает ее реализовать. Запишите ответ. Возможно, услышав детали, вы решите попробовать идею в пилотном режиме.
Навык: управление рисками
Один из ключевых навыков эффективного лидера — умение предвидеть риски и планировать действия для устранения угроз в чрезвычайных ситуациях.
Управление рисками приобретает особое значение, когда дело касается запуска различных стартапов, новых продуктов и сервисов, выхода на новые рынки.
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Изменения нужны вам ради самих изменений.
- Вы заворожены новым и необычным и обязательно должны все попробовать.
- Цели, которые вы устанавливаете, смелы, амбициозны, но редко достижимы в реальности.
- Вы не проводите предварительное тестирование, а тут же приступаете к внедрению новых технологий и идей.
- Вы не верите в целесообразность запасного сценария развития ситуации.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Прогнозирование разносторонних рисков
Фактором риска может стать все что угодно: ситуация внутри компании, изменение потребительского спроса, инновации в цепочке поставок, нарушения технологии, глобальный экономический кризис, в конце концов.
Предугадать все нереально, однако постараться учесть хотя бы основные риски все-таки можно. Ежедневно практикуйте следующее упражнение.
После принятия решения спросите себя, что может помешать его реализации: потребительский спрос, проблемы производства, ситуация в экономике? Запишите свои соображения.
2. Пилотное тестирование инновационных идей
Прежде чем приступать к реализации какого-либо инновационного проекта, необходимо провести пилотное тестирование, чтобы понять, как инновация будет работать на практике.
Найдите способ с минимальным риском проверить жизнеспособность проекта. Запишите способ тестирования.
3. Запасной план действий
Учитывайте возможность непредвиденных сбоев и неполадок, обязательно подготовьте страховку — план действий в чрезвычайной ситуации. Продумав новое решение, спросите себя: что предпринять, если оно не сработает.
Например, наметив видеоконференцию с несколькими участниками, заранее продумайте вариант телефонного моста на случай, если у кого-нибудь возникнут проблемы с интернетом.
Навык: искусство переговоров
Переговоры — ежедневная часть деятельности руководителя. В сущности, каждое обсуждение, в котором необходимо достичь соглашения, — часть переговорного процесса: формального, если речь идет о контракте с клиентом, или неформального, когда приходится разрешать внутренний конфликт в команде.
Искусный переговорщик может добиться взаимовыгодного результата, укрепив деловые и человеческие связи, а неопытный или не самый умелый — в мгновение ока все провалить.
Искусный переговорщик умеет добиться результата, выгодного обеим сторонам. Источник
Контрольные признаки, указывающие на необходимость проработки навыка:
- Переговорный процесс для вас — игра, в которой непременно нужно победить, и не важно, что будет с другой стороной.
- После окончания переговоров у вас остается ощущение, что в этой игре не вы вытянули счастливый жребий.
- Во время переговоров вы настолько боитесь потерять слишком много, что заранее соглашаетесь на невыгодные для себя условия.
- Вы не умеете твердо отстаивать свою позицию.
- Участие в переговорах для вас сильный стресс, поэтому вы стараетесь их избегать
- На переговорах вы больше говорите, чем слушаете.
Пятиминутные упражнения на развитие навыка
1. Стратегия win-win: переговоры без проигравших
Путь к обоюдному согласию начинается с демонстрации своих намерений. Практикуйте это упражнение. Как только обсуждение перейдет в переговоры, заявите, что вы нацелены на взаимный выигрыш и хотите сотрудничества.
Скажите: «Для меня важно, чтобы мы нашли решение, которым оба будем довольны. Помогите мне понять, какие моменты предстоящей сделки вас больше всего беспокоят».
2. Обозначьте обоюдную выгоду вашего предложения
«Переговоры без поражения» по определению приносят выгоду обеим сторонам переговорного процесса. Обучиться выстраивать беспроигрышный сценарий поможет следующее упражнение.
Уточняя в своем ежедневнике детали встречи, на которой, вероятно, начнутся переговоры, подумайте, какое обоюдовыгодное предложение вы могли бы сделать потенциальному партнеру. Запишите свои соображения одной фразой.
3. Получение согласия по каждому из предпринимаемых шагов
Переговоры считаются успешными, если удалось достичь договоренностей по конкретным шагам. С помощью этого упражнения возьмите за правило получать подтверждение от партнера по всем пунктам планируемых совместных действий.
Заканчивая обсуждение, сформулируйте, как вы представляете себе следующие шаги, и попросите еще раз подтвердить, что вы достигли по ним соглашения: «Как я понимаю, наши следующие действия будут выражаться в… Вы согласны?».
Больше советов и упражнений, которые помогут вам стать эффективным руководителем, — в книге «Привычки лидера»
Обложка поста отсюда