Корпоративная культура
Инвентаризация стиля. Размышления величайшего дизайнера Майкла Бейрута в карточках
10 карточек
28 ноября 2018
3 413 просмотров
Юлия Скрипник
Многие согласятся, что Майкл Бейрут — один из лучших современных дизайнеров в мире. Обладатель сотен дизайнерских наград, его работы представлены в Музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке. На страницах книги «Теперь вы это видите» Бейрут размышляет об истории и направлениях дизайна, о собственном пути в профессии, о шрифтах и цвете, архитектуре, имитациях и поп-культуре, отношениях с клиентами. Приводим его размышления о стиле — все начинается с учебы и любви к дизайну, продолжается скайуокерским тепением, и заканчивается поисками сути и идеалогии.
1
Стиль как учеба
Это ваше первое большое задание в дизайн-школе. Вы знаете (или думаете, что знаете), как решать задачи. Вы знаете (или думаете, что знаете), что такое коммуникация. Вы знаете, что такое композиция, «воздух», кернинг. Но этого недостаточно. Даже разобравшись в этом, вам придется принимать решения — такие, которые кажутся совершенно, невыносимо случайными. Каким шрифтом? Каким цветом? А такое вообще возможно? Эти решения, сколь бы случайными они ни были, очень важны. Вы делаете выбор и смотрите на результат. Это ваш первый урок силы стиля.
2
Стиль как понуждение
Откуда берется стиль? В более широком смысле — почему люди делают то, что делают? Природа или воспитание? Свободная воля или намерение? Что из нашей конкретной версии дизайн-процесса вшито в базовый функционал нашего мозга? Дизайнер ничего не может с этим сделать.
3
Стиль как судьба
Когда я был студентом, стиль не обсуждался. Было смутное чувство, что он появляется неосознанно, в свое время, как грудь или растительность на лице. Излишние усилия могли бы нарушить процесс и привести к менее достойным результатам. Звучит многообещающе: в каждом из нас сокрыт уникальный голос, который проявит себя, но только благодаря терпению и практике. Используй силу, Люк. Делай или не делай. Пытаться — не вариант.
4
Стиль как подражание
Попытка говорить голосом Джона Баскервиля, или Уильяма Морриса, или Элвина Люстига порой на удивление приятна. Но у некоторых она может вызвать опасное привыкание. Подобно студенту, копирующему картины старого мастера в Музее изящных искусств, американский писатель Хантер Томпсон однажды полностью перепечатал текст «Великого Гэтсби» Скотта Фицджеральда. Он сказал, что хотел узнать, каково это — написать шедевр.
5
Стиль как ассимиляция
Нас учат ценить оригинальность и считать, что главная цель всякого дизайнерского решения — выделиться на общем фоне. Если вы думаете, что это всеобщая цель, оглянитесь. Вы увидите, что очень немногие щеголяют в гавайских юбках из травы или в цилиндрах. В основном люди стараются вписаться в окружение. Поняв, как вписаться в окружение, вы сможете решить, что сделать, чтобы в нем выделиться.
6
Стиль как товарный знак
Стихотворение Эмили Дикинсон можно узнать по одной лишь пунктуации. Существует целая профессия под названием «судебная лингвистика»; специалисты такого рода могут аутентифицировать шекспировский сонет или составить профиль преступника на основе записки о выкупе. А какие доказательства оставляете вы?
7
Стиль как группомыслие
Все так делают — почему я не могу? Трудно сопротивляться духу времени, особенно если кажется, что именно так все и должно выглядеть в наши дни.
8
Стиль как отрицание
«Мне не нравится думать, что у меня есть узнаваемый стиль», — говорит дизайнер с узнаваемым стилем. Способ работы может стать настолько удобным, что небольшие различия покажутся преувеличенными. На удивление регулярно дизайнер закрывает глаза на то, что все выглядит похожим, что те же приемы используются снова и снова. Вся сфера психиатрии занимается решением этой проблемы в повседневной жизни. Когда вам понадобится профессиональная медицинская помощь?
9
Стиль как суть
Оскар Уайльд: «Только поверхностные люди не судят по внешности».
10
Стиль как идеология
Некоторых беспокоит то, что определенные дизайнерские решения, особенно касающиеся стиля, имеют подсознательную мотивацию. «Я не знаю, просто мне так нравится» не всегда работает для преподавателей, руководителей, клиентов и судей дизайнерских конкурсов. Так возникают пострационализации отрицателей стиля. Идеология — «суперэго» по отношению к стилевому «оно».