Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
8 техник креативного мышления: ящик идей, каша метафор и метод Уолта Диснея
1 октября 2018 28 300 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Иногда отличная идея — близко, но найти её не получается. Что делать? Устроить мозговой штурм и отыскать не один, а миллион удачных вариантов. Держите 8 техник креативного мышления из наших книг: они разгонят ваше воображение на всю катушку.

Техника: вопросы

Задавать вопросы — особенный навык, который нужно тренировать каждому. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте вопросы частью повседневной жизни. И не забывайте на них отвечать.


Гибкий ум

Задавать вопросы — особенный навык, который нужно тренировать каждому. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте вопросы частью повседневной жизни. И не забывайте на них отвечать.
Источник

1. Сформулируйте свою задачу.

2. Выделите 10 минут и без остановки записывайте все вопросы, которые приходят в голову относительно нее. Если практиковать технику регулярно, можно заметить, как вопросы меняются. Становятся более глубокими и точными. А вы учитесь сосредотачиваться и внимательно изучать предметы.

Какие бывают вопросы

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

  • Почему принято работать 40 часов в неделю?
  • Почему наши конкуренты обходят нас со своим новым продуктом?
  • Почему закрыли любимую телепередачу?

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

  • Что, если мы будем продавать абонемент, а не разовый продукт?
  • Что, если в этом году биржа вырастет на 15%?
  • Что, если наша компания откажется от собраний?

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

  • Почему не так много медбратьев?
  • Почему сотрудники нашей компании не разделяют спорные идеи?
  • Почему бы не предложить клиентам бесплатную мойку машины, если они покупают ее у нас?

Пять «почему», чтобы добраться до сути проблемы

Попробуйте задать пять «почему» о вашей проблеме. Например, вы выпускаете картошку фри. Вопросы могут быть такими.

  1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.
  2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.
  3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.
  4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной
  5. смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.
  6. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Из книги «Гибкий ум»

«Круг благоприятных возможностей»

Чтобы поиграть в «Круг благоприятных возможностей», возьмите пару игральных костей.

1. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу. Допустим, вы пытаетесь создать новый вид упаковки продукта.

Чтобы поиграть в «Круг благоприятных возможностей», возьмите пару игральных костей.
Источник

2. Нарисуйте круг и проставьте в нем числа, как на циферблате часов (от 1 до 12).

3. Выберите 12 атрибутов, связанных с вашей задачей. Напишите их рядом с числами на циферблате. К примеру, какая бывает упаковка: дорогая, кричащая, прямоугольная, легкая, пользующаяся спросом, голубая, экзотическая, консервативная, строгая, пористая, спокойная и прочная.

2. Нарисуйте круг и проставьте в нем числа, как на циферблате часов (от 1 до 12).

Атрибуты связаны с качествами продукта или явления. Они могут отражать^

  • структуру, цвет, форму, строение, звук, вкус, запах, размеры и плотность;
  • маркетинг, продажу, производство, функцию;
  • обязательства, расчеты, запреты.

4. Бросьте кости и выберете первый атрибут, на котором сосредоточите свое внимание.

5. Бросьте кости еще раз, чтобы выбрать второй атрибут.

6. Допустим, у вас выпала на круге шестерка — экзотическая упаковка, и четверка — пользующаяся спросом. Рассмотрите эти атрибуты по отдельности и в сочетании друг с другом. Абстрагируйтесь и дайте волю воображению.

Например, от слов «экзотическая» и «пользующаяся спросом» могут возникать ассоциации:

  • яркие рубашки,
  • тропические острова,
  • экзотическая музыка,
  • пользующиеся спросом экзотические товары,
  • пользующийся спросом мой продукт,
  • пользующиеся спросом упаковки компании,
  • пользующиеся спросом пакеты,
  • пользующаяся спросом экзотическая упаковка…И так далее.

Продолжайте развивать мысль, создавая связи, пока не переключитесь на новую идею или начало новой вереницы размышлений. Рассуждая об экзотической упаковке, можно прийти к решению: а почему бы не сделать саму упаковку товаром? Почему бы не продавать упаковку? Можно выпускать красивую и стильную упаковку, чтобы люди могли приобретать её вместе с товаром.

Из книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Техника Уолта Диснея

Уолт Дисней, столкнувшись с творческой задачей, три раза менял перспективу. Дисней представлял себя в трех разных ролях и пытался применить отношение каждого из своих персонажей к проблеме.

  • Перспектива мечтателя: позвольте своему воображению парить, не беспокоясь о том, как воплотить придуманные идеи.
  • Перспектива реалиста: спуститесь на землю и постарайтесь понять, как реализовать на практике то, что создало ваше воображение.
  • Перспектива критика: задавайте вопросы и ищите слабые места вашей идеи.

Уолт Дисней, столкнувшись с творческой задачей, три раза менял перспективу. Дисней представлял себя в трех разных ролях и пытался применить отношение каждого из своих персонажей к проблеме.
Попробуйте взглянуть на проблему с трёх точек зрения — и увидите то, чего не замечали. Источник

Пример

Представьте, что вы менеджер группы, и хотите, чтобы сотрудники чаще приходили в ваш кабинет кабинет, потому что хотите знать, как они себя чувствуют и как работают.

  • Перспектива мечтателя: летающие стулья. Сотрудники могли бы садиться на них в коридоре компании и прибывать ко мне по воздуху.
  • Перспектива реалиста: летающие стулья на сегодня невозможны. Может, мне стоит купить более удобные стулья, чтобы сотрудники чаще ко мне заходили?
  • Перспектива критика: сколько будут стоить такие стулья? А что, если сотрудники захотят забрать эти стулья в свои кабинеты? А вдруг они расслабятся настолько, что перестанут обращать на меня внимание?
Попробуйте применить эту технику к вашей проблеме: вы увидите, ситуация раскроется с разных точек.

Из книги «Гибкий ум»

Вычитание

Выражение «вне рамок» для некоторых означает безумные, сумасшедшие и неосуществимые идеи. Но если всё, что вы знаете о проблеме, заключено в рамки вашего опыта, мастерства и знаний, как вы можете выйти за их пределы? И главное, зачем?


Я хочу больше идей!

Выражение «вне рамок» для некоторых означает безумные, сумасшедшие и неосуществимые идеи. Но если всё, что вы знаете о проблеме, заключено в рамки вашего опыта, мастерства и знаний, как вы можете выйти за их пределы? И главное, зачем?
Иногда, чтобы получить новое, нужно что-то убрать. Источник

Эта техника связана с работой внутри рамок. Она побуждают вас по-новому взглянуть на их содержимое и попробовать что-то изменить.

1. Вам потребуются стикеры; по желанию можно использовать рабочие листы.

2. Перечислите все элементы вашего проекта (людей, ресурсы и т. д.), каждый на отдельном стикере. Приклейте их на листок бумаги и обведите рамкой.

3. Теперь запишите вокруг рамки все факторы (людей и ресурсы), которые являются частью вашего проекта, но находятся под рукой. Они образуют «замкнутый мир» непосредственно вокруг вашего проекта.

Эта техника связана с работой внутри рамок. Она побуждают вас по-новому взглянуть на их содержимое и попробовать что-то изменить.

4. Попробуйте простое вычитание: снимайте поочередно один из стикеров, убирая фактор, который вам казался неотъемлемой частью проекта. Спросите себя, какие преимущества может иметь такая «облегченная» версия. Кто может захотеть использовать ее и почему? Целесообразна ли она?

5. Далее попробуйте вычесть и заменить — уберите один фактор из рамки. Каковы выгоды «облегченной» версии? Обратитесь к замкнутому миру вокруг рамки. Есть ли там что-то, что могло бы восполнить пробел, образовавшийся после удаления фактора?

6. Есть ли среди этих новых идей жизнеспособные? Повторите задание с другим элементом в рамке.

Пример

Вот пример простого вычитания. Чтобы сделать мобильный телефон дешевле, Motorola удалила из одной модели передатчик. Модель Mango могла принимать звонки, но позвонить с нее было нельзя. Кому мог пригодиться такой? Оказалось, что родителям с детьми младше подросткового возраста, а также менеджерам по продажам, работающим вне офиса.

В результате модель Mango захватила 5% израильского рынка, на котором была выпущена.

В результате модель Mango захватила 5% израильского рынка, на котором была выпущена.
Так выглядела когда-то Motorola Mango. Источник

Из книги «Я хочу больше идей!»

Ящик идей

Новые идеи и изобретения — это простые комбинации уже существующих частей и фрагментов. Ящик идей как бы схватывает имеющуюся информацию, комбинирует разные параметры и стимулирует рождение новых идей буквально из ничего.


Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно

Новые идеи и изобретения — это простые комбинации уже существующих частей и фрагментов. Ящик идей как бы схватывает имеющуюся информацию, комбинирует разные параметры и стимулирует рождение новых идей буквально из ничего.
Попробуйте создать необычную комбинацию. Объединить котика и шоколадную пасту, например. Источник

1. Сформулируйте задачу.

2. Выделите параметры задачи. К примеру, если вы продаете бельевые корзины, то можно выбрать следующие параметры: материал, форма, поверхность и месторасположение. Выбирайте важное. Для этого спросите себя: «Будет ли существовать эта задача, если убрать это качество?»

2. Выделите параметры задачи. К примеру, если вы продаете бельевые корзины, то можно выбрать следующие параметры: материал, форма, поверхность и месторасположение. Выбирайте важное. Для этого спросите себя: «Будет ли существовать эта задача, если убрать это качество?»

3. Составьте список вариаций. Распишите: из какого материала бывают корзины — из пластика, металла, сетки, какой формы — квадратной, цилиндрической, кубической. Напишите всё, что сможете придумать.

Имейте в виду, что даже ящик с десятью параметрами, каждый из которых имеет десять вариаций, дает 10 000 000 000 потенциальных комбинаций. Ого!

4. Выбирайте параметры и придумывайте разные сочетания. Перебирайте самые экстраординарные варианты. Эти случайные комбинации могут высветить идею или возможное решение.

Пример

Допустим вы — издатель, который хочет придумать что-то новое в своем деле. Вы выбираете четыре параметра: вид литературы, свойства книги, процесс издания, форма предоставления информации.

Допустим вы — издатель, который хочет придумать что-то новое в своем деле. Вы выбираете четыре параметра: вид литературы, свойства книги, процесс издания, форма предоставления информации.

Под каждым параметром записываете по 10 вариаций, что дает 10 000 возможных комбинаций. А затем пробуете соединить, к примеру, кулинарную книгу, запах, рекламу и премиум. Что получится?

Под каждым параметром записываете по 10 вариаций, что дает 10 000 возможных комбинаций. А затем пробуете соединить, к примеру, кулинарную книгу, запах, рекламу и премиум. Что получится?

Первое решение: можно выпустить поваренную книгу типа «потрогай-понюхай», предназначенную для раздачи клиентам крупных продуктовых компаний в качестве премии. Рецепты в книге должны включать в себя продукты определенной компании. Каждый рецепт будет сопровождаться иллюстрацией, причем читатель сможет узнать не только то, как будет выглядеть блюдо, но и как оно будет пахнуть. Попробуйте сами и вы увидите, как идея за идеей наполнят ваш мозг.

Из книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Боковое подталкивание

Метафоры окружают нас, как воздух, которым мы дышим. Мы пользуемся ими постоянно. Психолог Питер Халлиган пишет: «Мы — единственный вид, способный жить в мире абстрактных понятий, живо представляя себе прошлое, будущее и даже вещи, которые не могут существовать».

Метафоры окружают нас, как воздух, которым мы дышим. Мы пользуемся ими постоянно. Психолог Питер Халлиган пишет: «Мы — единственный вид, способный жить в мире абстрактных понятий, живо представляя себе прошлое, будущее и даже вещи, которые не могут существовать».

Вот две техники — «Боковое подталкивание» и «Каша метафор», которые помогут создать что-то новое, применив метафоры.

1. Вам потребуются ручки и бумага, а также визуальные стимулы, например открытки, загруженные из интернета. Это упражнение можно выполнять как в группе, так и индивидуально.

2. Сформулируйте задачу. Разделите участников на группы от 2 до 4 человек и попросите их записать как можно больше идей решения проблемы.

3. Через пять минут остановите их и выдайте каждому по открытке.

4. Попросите написать, что может символизировать данное изображение;

Вот две техники — «Боковое подталкивание» и «Каша метафор», которые помогут создать что-то новое, применив метафоры.

5. А затем попросите каждого из участников представить еще по одной идее, вдохновляясь своей открыткой. Проиллюстрируйте задание заранее подготовленным примером (вот фотография пляжа с грозовыми облаками… она может означать приближение бури… или летние каникулы… или исследование новых горизонтов… или луч надежды… какая буря может ожидать ваш проект?).

6. Когда останется 10 минут до конца, попросите группы остановиться на двух идеях и представить их остальным. Дело за главным: выбрать сильнейшую.

Из книги «Я хочу больше идей!»

Каша метафор

Это вторая техника, связанная с созданием метафор. Её также можно выполнять в группе или индивидуально.

Это вторая техника, связанная с созданием метафор. Её также можно выполнять в группе или индивидуально.

1. Вам потребуются визуальные стимулы, например открытки или предметы. Открытки можно найти и скачать в интернете.

2. Раздайте каждому по фотографии или предмету. Попросите участников поработать молча в одиночку и записать всё что можно о своем предмете: функции, формы, текстуру, что он им напоминает, что может символизировать или обозначать.

3. Затем попросите каждого обратиться к соседу и объединить ваши два изображения, чтобы получился гибрид.

3. Затем попросите каждого обратиться к соседу и объединить ваши два изображения, чтобы получился гибрид.

4. Спросите, что он может делать, как он может выглядеть, что может символизировать и т. д. Позвольте участникам обсудить это в парах в течение нескольких минут и записать новые свойства, которые придут им на ум.

5. Попросите участников выбрать свойства всех увиденных изображений, которые им больше всего понравились.

6. Подумайте, как эти свойства могут стать отправной точкой для генерации новых идей или вдохновить на поиск решения проблемы?

7. Когда останется 10 минут до конца, попросите группу отобрать сильнейшие идеи.

Из книги «Я хочу больше идей!»

Техника случайного слова

1. Выберите одно случайное слово: в книге, ежедневнике, соцсети. Есть даже сайты, генерирующие случайные слова.

2. Нарисуйте свое видение этого слова. Так вы начинаете использовать правое полушарие мозга.

3. Запишите рядом с рисунком все признаки этого понятия.

4. Потом перечислите все ассоциации, которые вызывает это слово. Примените эти свойства и ассоциации к творческой задаче.

1. Выберите одно случайное слово: в книге, ежедневнике, соцсети. Есть даже сайты, генерирующие случайные слова.
Техника случайного слова задействует правое полушарие мозга. Источник

Пример

Ваша творческая задача: придумать новую зубную щетку.

Ваше случайное слово: собака.

Характерные признаки собаки: лохматость, черный нос, четыре лапы, виляние хвостом, закапывание костей.

Ассоциации с собакой: ласка, верность, храбрость, помощь.

Связь признаков и ассоциаций с творческой задачей: может быть, предложить щетку, которая также будет делать массаж лица (виляние хвостом, ласка)?

Из книги «Гибкий ум»

Техники креативного мышления помогут развить творческие способности. Вы сможете придумывать классные ходы в любой сфере: от рекламы — до строительства, от создания десертов — до мойки машин. И постепенно процесс генерации идей превратится из хаотичного — в эффективное и продуктивное путешествие по миру необыкновенных решений.

По материалам книг «Я хочу больше идей!», «Гибкий ум», «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»

Обложка отсюда

Похожие статьи