Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Вместо сотрудничества. Три альтернативных способа решения проблем
3 марта 2018 5 359 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Мы привыкли считать, что сотрудничество — лучший и самый правильный вариант при решении проблем: все мы взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому обязаны работать вместе. Это верно лишь отчасти. Кто-то может захотеть сотрудничать с нами, когда нам это не интересно, и наоборот: мы призываем к сотрудничеству тех, кто прекрасно обходится и без него.

Решая конкретную проблему, мы должны решать, сотрудничать нам или нет. Но если не сотрудничество — то что?

Сотрудничество не для всех

Мы пытаемся сотрудничать, когда хотим изменить ситуацию, в которой находимся, и считаем, что можем этого добиться, только если будем работать с другими. Мы уверены, что нам не удастся разобраться самостоятельно. Мы можем хотеть или не хотеть сотрудничать, но полагаем, что в данной ситуации без этого не обойтись.

Сотрудничество дает возможность найти более эффективный путь разрешения конфликта и приобрести более устойчивое влияние на ситуацию. Но сотрудничество не панацея. Ведь мы рискуем тем, что его результаты окажутся не слишком яркими, а путь к ним будет медленным; к тому же с нашей стороны потребуются компромиссы и, возможно, даже отступление от своих принципов или предательство своих ценностей.

Не все испытывают потребность в сотрудничестве.
Не все испытывают потребность в сотрудничестве. — Источник

К тому же, не для всех сотрудничество является очевидным благом. По мнению автора книги «Поколение Z на работе» Дэвида Стиллмана, молодые люди, выходящие на рынок труда, гораздо менее склонны к сотрудничеству, чем предыдущие поколения. Они придерживаются принципа «сделай сам».

В отличие от миллениалов, приверженных совместной работе и считающих, что одна голова хорошо, а две — лучше, представители поколения Z заявляют, что предпочли бы закончить проект единолично и получить заслуженное признание, чем делать это в составе группы и делить славу на всех. Похоже, в ближайшем будущем нам придется осваивать новые стратегии совместной работы. Это могут быть: принуждение, приспособление, избегание.

Принуждение

Одна из альтернатив сотрудничеству — принуждение. Мы пытаемся принуждать, когда считаем, что обязаны изменить ситуацию и способны это сделать, не советуясь с другими. Мы уверены, что в одиночку или вместе с коллегами легко заставим остальных выполнить наши указания.

Преимущество принуждения заключается в том, что для многих людей такой образ мыслей естественен и привычен. Они уверены, что в большинстве случаев принуждение — наилучший и, возможно, даже единственный способ добиться перемен. Обратная сторона принуждения связана с тем, что при попытке надавить на людей, имеющих другое мнение, те попытаются надавить на нас в ответ. Таким образом, мы рискуем вообще не получить тот результат, к которому стремимся.

Приспособление

Мы пытаемся приспосабливаться, когда понимаем, что изменить ситуацию не удастся и, следовательно, нужно найти способ жить в ней. Приспособление может потребовать недюжинных талантов, мудрости и смелости, но наши действия сильно ограничиваются. Мы убеждены, что не способны изменить правила игры. Таким образом, фокусируемся на том, чтобы поступать наилучшим из возможных образом и игнорировать, избегать или смиряться с тем, что происходит вокруг.

Преимущество приспособления в том, что оно позволяет нам прожить жизнь, не тратя энергию на бесплодные попытки изменить вещи, которые мы не в силах изменить.

Иногда приспособление работает отлично, иногда оно не помогает, но это максимум того, что можем совершить. Риск же состоит в том, что некоторые ситуации настолько враждебны, что к ним не то что нельзя приспособиться, в них сложно даже выжить.

Уклонение

Мы пытаемся уклониться, когда не верим, что способны изменить ситуацию, но больше не желаем в ней находиться. Мы можем уволиться, развестись, уйти. Иногда все бросить легко и просто, но такой выбор требует отказа от многого, что нам дорого.

Уйти от проблемы — тоже стратегия, которая может быть полезной
Уйти от проблемы — тоже стратегия, которая может быть полезной. — Источник

Что выбрать?

Легко начать сотрудничать, когда все согласны и хотят этого. Но часто мы хотим сотрудничать, а другие нет, и наоборот. Остальные решают, что уклонение, или приспособление (а не общение с нами), или принуждение (победа над нами) — лучше, чем сотрудничество (работа с нами).

В таких условиях нам придется подождать, пока они начнут сомневаться в целесообразности своего решения, занервничают или придут в отчаяние. Тогда их интерес к сотрудничеству повысится. Мы можем заставить их нервничать, если докажем, что способны применить равную им силу. Либо попытаться вселить надежду на сотрудничество, разжечь их любопытство или добиться симпатии.

В любом случае, стоит помнить, что сотрудничество не единственный выбор. Нужно трезво задуматься о том, почему в конкретной ситуации мы выбираем его или другую стратегию. У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны, помня о которых, мы будем принимать взвешенные решения. Эта схема поможет выбрать правильный курс исходя из условий.

У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны, помня о которых, мы будем принимать взвешенные решения. Эта схема поможет выбрать правильный курс исходя из условий.
Четыре варианта решения проблем. Иллюстрация из книги «В команде с врагом»

По материалам книг «В команде с врагом», «Поколение Z на работе»
Обложка поста — pixabay.com

Похожие статьи