Есть один очень эффективный метод создавать в компании постоянное напряжение роста (это когда люди сами хотят развиваться) — доброе слово. Да-да, всего лишь доброе слово. То самое, которое и кошке приятно.
Стив, где мышка?
Многие знакомы с творчеством певца Стиви Уандера. Слепой певец и композитор, обладатель 25 премий Грэмми. Знаете, что, по его собственному признанию, сыграло ключевую роль в том, что он достиг такого успеха? Всего несколько добрых слов, которые как-то раз произнесла его школьная учительница.
Будущий кумир миллионов учился в обыкновенной школе не самого благополучного города Америки — Детройта. Школа старая, контингент соответствующий, слепого одноклассника дети гнобят, учителя терпят, он сидит за самой последней партой, чтобы никому не мешать.
И вот однажды учительница на уроке услышала, как под полом скребется мышь. Но где именно — непонятно. Дети наперебой кричат: «Там! Нет, там! Да нет, вон там!» Тогда учительница поднимает руку и говорит: «Тихо, ребята, помолчите! Давайте лучше спросим у нашего Стиви. У него лучший слух. Скажи нам, Стив, где мышка?»
Как просыпается вера в себя
Уандер потом вспоминал, что от этих слов у него внутри все затрепетало. У него лучший слух?! Разве он может быть хоть в чем-то лучше всех? Ведь до сих пор он не слышал в свой адрес ничего хорошего. В школе тюкают, на улице бьют, дома, где у него пятеро зрячих братьев, тоже постоянные попреки.
И вдруг — лучший!
— Вон там мышка, — безошибочно определил Стив. И с того дня жизнь его незаметно, но необратимо изменилась. Он поверил в себя, стал слушать мир, стал петь и стремиться к большой и наглой цели. Наверное, у каждого в жизни был такой же момент, а может, и не один.
Но хвалить и благодарить — очень непростая и невероятно тяжелая работа. Тебя буквально корежит и выворачивает наизнанку. Легче выписать человеку премию в размере двойного оклада, чем сказать одно бесплатное доброе слово
Рецепт доброго слова
Люди любят, когда их хвалят. Потребность во внешнем признании сидит в нас очень глубоко, что неоднократно доказано психологическими экспериментами.
Вот один из них. В обыкновенной школе пригласили произвольно отобранных учителей и сказали им: «Значит, так. По итогам прошлого года вы лучшие преподаватели. А раз так, то мы вам даем лучших учеников. Действуйте». Учеников тоже отобрали произвольно: там хватало и хорошистов, и троечников.
Как вы думаете, что произошло в следующем году в этих классах? Правильно, рост успеваемости по всем фронтам. Потому что теперь учителя чувствовали себя лучшими и старались этому знанию соответствовать.
Благодарность должна отвечать нескольким критериям.
- Во-первых, ее нужно заслужить. Не надо хвалить за то, что человек и так обязан регулярно делать. Хвалить нужно за выход из круга своих привычных обязанностей, за подвиг, за поступок. Кладовщик мог уйти в шесть, а остался до восьми, чтобы дождаться ценного клиента. Поступок? Поступок. Менеджер сделал не рядовую презентацию, а с элементами видео. Молодец? Молодец.
- Во-вторых, похвала должна быть персональной и конкретной. Не просто «мы молодцы, выступили вчера с классной презентацией», а «Иван Иваныч молодец, подготовил вчера отличную презентацию».
- Своевременной. Не нужно ждать 8 Марта, чтобы отметить героическую работу бухгалтерии.
- Искренней. Если не умеете улыбаться, вспомните последний смешной анекдот, который вам рассказали.
- Публичной. Не бойтесь хвалить людей при всех. Да, они будут стесняться, краснеть, потуплять глазки, говорить «да ладно, да чего уж там», но им все равно будет приятно, и этого чувства хватит на неделю хорошего рабочего настроения.
А там вы их еще за что-нибудь похвалите.
По материалам книги «Ген директора».
Все картинки в посте — отсюда.