Наташа Бабаева, директор по развитию в МИФе, рассказывает о наболевшем: как компаниям не потратить прорву денег на ненужные подарки клиентам и партнерам, никого не обидеть и сделать сюрприз. Слово Наташе.
В детстве я ненавидела ходить на дни рождения друзей, потому что у меня всегда были ужасные подарки. Их второпях покупала мама. Я хорошо усвоила урок — прийти с плохим подарком значит испортить праздник себе. Сейчас я смотрю на то, чем партнеры засыпают в декабре офисы друг друга: алкоголь, чай, конфеты. Кажется, моя мама помогает с подарками и им 🙂 Для многих компаний корпоративные подарки — большой кусок бюджета. Но они все равно действуют без стратегии. Наверное, считают, что рационализировать подарки нельзя. Но они ошибаются.
Мы провели небольшое исследование, чтобы найти ответы на вопросы:
- Можно ли улучшить подарок, сократив на него бюджет?
- У каких подарков больше шансов понравиться?
- Что говорит ваш подарок и что слышит получатель?
- Как придумать идею подарка?
Как улучшить подарок, уменьшив бюджет?
Живет парень Вова. У его девушки Кати скоро день рождения. Вова решил нарисовать фею и напечатать Кате футболку с этой картинкой и ее ником @feya. Но не успел заказать. В день Х Вова без подарка. По дороге в ресторан он забегает в «Л’Этуаль» и покупает подарочную карту на 3000 рублей. Меньше — несерьезно. Приходить с карточкой — все равно что с пустыми руками, поэтому Вова покупает цветы. Букет стоит 500 рублей. В итоге Вова потратил 3500 рублей на подарок, который понравится Кате гораздо меньше, чем понравилась бы футболка за 700 рублей. Бюджет превышен в пять раз. Подарок хуже в разы.
Выводы:
- Нет прямой зависимости между ценой подарка и его воспринимаемой ценностью.
- Расходы на подарок можно сократить, придумав оригинальную идею.
- Расходы на подарок можно сократить, заказав его заранее.
С корпоративными подарками на Новый год есть еще и такая зависимость — чем позже вы «опомнились», тем дороже вам обойдется подарок.
Что кому дарить?
В сети полно исследований о подарках. Многие бизнес-издания проводили опросы, мы их проанализировали и сделали выводы.
Рисуем карту подарков по этим двум признакам.
Дирижерская палочка руководителю — это оригинально, но бесполезно, а настенные часы наоборот — полезны, но не оригинальны.
Лучший подарок поселится в правом верхнем углу — полезный и оригинальный именно для вашего получателя.
Карта подарков легко преобразуется в матрицу, которая поможет разобраться, что кому дарить. Матрица делит все подарки на четыре типа:
1) оригинальные-бесполезные
2) оригинальные-полезные
3) неоригинальные-бесполезные
4) неоригинальные-полезные.
Каждый сегмент матрицы несет свое сообщение.
Реакция на сообщения бывает такой.
Красная зона. Просто не делайте этого
Если подарок неоригинален и бесполезен — это провал. Сколько бы он ни стоил. Аляповатые статуэтки, плакаты, безвкусные вещицы. Это все не нужно.
Желтые зоны. Присмотритесь к аудитории
С двумя желтыми квадратами попасть сложно, но можно. Если вы хорошо знаете свою аудиторию.
Оригинальные-бесполезные подарки обычно дарят тем, у кого «все есть». Но они могут понравиться не только им. Творческие люди, программисты, дети в душе — есть круг людей, которые оценят оригинальность бесполезного-оригинального подарка.
Автор фото — osinav
Наш.Лось = «нашлось». От слогана Яндекса «Найдется все». Когда я работала в Яндексе, мы часто получали в подарок бесполезные вещицы, как этот лось-конструктор. Подарок понравился коллегам-программистам. Лося собирали задом-наперед, фотографировали в самых неожиданных местах офиса. В общем, лось «сделал» тот праздник.
Не дарите такой подарок материалисту — тому, кому важнее утилитарные свойства подарка.
Полезные-неоригинальные подарки могут понравиться как раз этой группе. Встречаются хорошие отзывы о ручках, кружках или зонтах с логотипами.
Зеленая зона. Сверхзадача
У оригинального-полезного подарка больше шансов понравиться любому, но придумать его сложно. Вот несколько способов:
1. Возьмите что-то из полезного-неоригинального и добавьте большую идею
Календарь — это избито, но полезно. Оригинальный календарь «Сахарок на каждый день» дарила в 2014 году компания DMG.
Идея календаря ясна из инструкции. Кормите сахарком коня и будьте в новом году каждый день «на коне».
Источник — DMG
2. Берите объемом
«Самый запоминающийся подарок, который я получал на Новый год, — это огромная банка икры».
Вячеслав Яхин, «Евросеть»
«Тот предновогодний рабочий день встретил меня неожиданно. Рабочий стол был заставлен множеством ярких кульков, свертков. В них был праздник: хлопушки, конфетти, бенгальские огни, загадочные маски. Удивительно, но было ощущение, что меня не просто поздравили, а наградили атрибутами радости из детства».
Ярослава Ракитина, КУА «КИНТО»
3. Устроить запоминающийся процесс дарения
Упаковка подарка — это не только коробка, но еще и процесс дарения. В некоторых компаниях разыгрывают подарки в настольной игре. В других — тянут бумажки из новогодней шапки.
Высший пилотаж — соединить подарок и ритуал дарения в единое целое. Компаниям, которые покупают в МИФе книги в подарок сотрудникам, мы рекомендуем такой сценарий.
Шаг 1. Задолго до Нового года заверните книги в зеленую бумагу, сложите их елкой. Не забудьте приклеить ярлычки с именем получателя. Пусть книжная елка украшает офис и возбуждает любопытство коллег.
Шаг 2. В последний рабочий день уходящего года устройте церемонию вручения книг с дипломами. Самому креативному сотруднику подарите книгу «Поиск источника» и диплом с таким званием. Сотруднику, который больше других заботится о здоровье, — диплом и книгу «Ультрамышление». Идеи званий для дипломов черпайте из названий наших книг.
4. Откажитесь от подарка в пользу благотворительности
Как-то я просила вас делиться идеями корпоративных подарков, и один из лигионеров (членов Лиги читающих компаний) написал такое письмо:
«Прочитав в 2012 году книгу Филипа Котлера „Маркетинг 3.0“, я поселил в своей голове мысль о том, что гораздо справедливее было бы потратить деньги на благотворительные цели. Продвинуть идею с первого раза не получилось. Пришлось столкнуться с убеждением коллег, что „клиенты не поймут“. Спустя два года я вернулся к этой идее. Решение было найдено следующее: мы перечисляем в детский дом или больницу бюджет, выделенный на подарки, а клиентам дарим открытку и рисунок ребенка, который получил то, о чем давно мечтал».
Андрей Гришин, маркетолог компании СовИн Тех
5. Проведите мозговой штурм
Обсудите с коллегами, какой подарок станет лучшим для каждой конкретной компании, клиента или партнера. Сделайте список наводящих вопросов для брейншторма, а потом накидывайте идеи. Дайте каждому возможность высказаться без ограничений. А потом из идей выберете самые лучшие.
Почти все. Только одна вещь.
Наш коммерческий директор Дмитрий Утробин просил напомнить вам, что в МИФе можно заказать специальные тиражи книжек для корпоративных подарков — до 20 октября со скидкой 10%. Наши дизайнеры оформят их, как вам хочется, а Алина посоветует лучшее, что у нас есть на вашу тему.
Откровенно говоря, печать тиража — это долгий процесс (от месяца), поэтому если вы хотите успеть к новогодним праздникам, пора действовать.
Обложка поста: pexels